?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Загадки Белозерских храмов. Церковь Иоанна Предтечи (Троицкая). 
27-окт-2008 11:25 am
я
Продолжение начатого

Церкви Белозерска хранят свои загадки и интересные нюансы. И церковь Иоанна Предтечи, сооружённая в 1810 году на средства того же купца Ивана Горина, имеет свою собственную загадку. Ивановская церковь из всех белозерских храмов является самой "молодой". Эту церковь в качестве городских достопримечательностей упоминают не все путеводители по городу, она указана не на всех схемах и картах города, её не всегда показывают туристам и не всегда о ней рассказывают. Дело в том, что эта церковь перестраивалась, ветшала, и лишь сравнительно недавно специалисты, благодаря обнаруженным в Москве чертежам, всколыхнули интерес к этому памятнику, но это история похлеще детективной, полная драмматических событий.

Photobucket


Из упоминания, датированного 1677 годом, известно, что на Ивановской улице (ныне III Интернационала) стояли два деревянных храма. Холодный-летний шатровый храм был Рождества Иоанна Предтечи, второй зимний клетского типа с трапезной и папертью – Троицким. В начале XVIII века деревянные церкви были заменены на каменные. Простояли они меньше ста лет, когда в начале XIX века один из богатейших купцов Белозерска Иван Горин пожелал на свои средства украсить город величественным, современным храмом. На месте Ивановской церкви в 1810 году и был воздвигнут этот дошедший до сегодняшнего дня храм. В этот новый Ивановский храм был перенесён Троицкий престол в качестве предела нового храма. Строительство храма обошлось в баснословные деньги, средств Горина не хватало, по этой причине и не была построена колокольня. Чтобы довершить строительство, Горин взял подряд на доставку из Рыбинска водой куда-то на Север большой партии хлеба, надеясь тем подрядом «отбить» крупную ссуду и заработать средства на строительство колокольни. Тогда до постройки Белозерского обводного канала оставалось ещё около 40 лет. В шторм на Белом озере все 50 судов с хлебом погибли. Всего имущества купца не хватило даже на покрытие долгов. Иван Горин умер в нищете, а колокольня так и не была построена.

Photobucket

Нет ясности и с датой (1810 год), к чему она относится – к дате закладки храма, к дате окончания строительства храма или к дате освящения храма? Традиционно, возраст храмов исчисляется с даты их освящения.

Photobucket

Авторство этого храма – тоже целая история…
В Москве в отделе графики Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева хранятся 16 альбомов Михаила Фёдоровича Казакова, содержащие проекты образцовых (рекомендуемых в качестве образцов) частных и общественных зданий. Большинство альбомов содержат проекты самого Казакова, но пять из шестнадцати альбомов собраны (это указано в титуле альбомов) Казаковым из чужих проектов. Среди альбомов есть и десятый «Смешенный» альбом (правда, есть сведения, что этот альбом по ошибке был причислен к серии казаковских альбомов). Но как бы там ни было, в этом «Смешенном» альбоме в своё время знаменитым академиком И.Э. Грабарём был обнаружен и атребутирован, как принадлежащий руке Василия Баженова чертёж неизвестного храма. Позднее, в 1975 году был выполнен обмерочный чертёж с планами Ивановской церкви Белозерска, а ещё, по прошествии нескольких лет, В.П. Выголов, сопоставив белозерский и баженовский планы, обнаружил практически идеальное наложение планов друг на друга. Белозерский план лишь чут-чуть был упрощён в отдельных деталях. Это лишний раз доказывает, что Ивановский храм был построен по проекту великого русского зодчего, но немного будучи упрощённым в ходе строительства. В.П.Выголовым в этом «Смешенном» альбоме были обнаружены ещё два баженовских чертежа, относящихся к этому проекту. Эти чертежи совместно со стилистическим анализом лишний раз доказывают, что храм Иоанна Предтечи в Белозерске был построен по проекту В.И.Баженова из этого десятого «Смешенного» альбома.

Photobucket

Проект Баженова датируется серединой 1790-х годов, а освящение церкви произошло только в 1810 году. Но почему чертежи были воплощены в жизнь лишь спустя десять лет после смерти архитектора и в таком далеком городке, как Белозерск – остаётся загадкой.
Ко времени постройки храма Баженов уже умер (умер в 1799 году), он вряд ли когда-нибудь бывал в Белозерске; скорее всего, Баженов в Москве работал по чьему-то заказу, и этим заказчиком мог быть и Иван Горин. В.П.Выголов отностит этот проект, именно к московскому периоду творчества знаменитого зодчего.

Photobucket
Фото Протопопова Н.М. Белозерск, Ивановская ул. 1903 год

Не так давно, где-то, сейчас уже не смогу вспомнить, я прочитал ещё одну версию того, как мог попасть баженовский проект в Белозерск. По этой версии Горин имел деловые связи в Москве и водил знакомства с людьми близко знавшими Баженова. Возможно, посредством этих людей Горин и преобрёл баженовский проект.

Photobucket

Это всё версии, но в любом случае ценность и уникальность этого памятника возрастает от того, что это, получается, самая поздняя посмертная постройка Баженова, а также, скорее всего, и самая северная.
Вот такие тайны и загадки хранит в себе это сегодня мрачное, ободранное, осквернённое людьми здание.

Photobucket



При написаниии этого поста мной были использованы фотографии dinaza и фотографии начала ХХ века, авторство которых мне неизвестно, взятые из открытых источников.
При написании этого поста были использованы материалы из различных источников, в том числе, и из книги К.И. Козлова "Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей".
Comments 
29-окт-2008 06:45 am
Да, об этом храме можно писать большие романы и снимать старые добрые киноэпопеи, не меньше "Сибириады" или "Строговых", непростая и интригующая судьба...

Помнишь, наша белозерская "бабуся" в 70-х-80-х годах проводила в храме занятия по сельхозтехнике? Кого-то, конечно, коробило, что в таком памятнике архитектуры стоят сельхозмашины, кому-то было все равно... Но сегодняшнее существование памятника скорее доведет его до состояния руин, чем использование в качестве учебного зала сельхозтехникума...
29-окт-2008 06:44 pm
Я, честно говоря, разделяю точку зрения тех, кто считает, что использование в недавнем ещё прошлом таких зданий под учебные мастерские сельхозтехникума, под котовальню, под статуправление, под продуктовый магазин, под пожарную часть и т.д. спасло эти храмы от полного разрушения и стирания с лица земли. Сейчас хоть есть тот материал, с которым можно работать реставраторам, а на пустом месте в такой глубинке, как Белозерск, и восстанавливать что-то никто не будет.
25-июн-2010 02:36 pm
Я вот тут баженовский проект выкладывал:
http://community.livejournal.com/arch_heritage/267459.html
28-июн-2010 06:00 am
Спасибо.
Я сторонник той версии, что иконостас Спасо-преображенского собора и Иоанна Предтечи (Троицкая) церковь между собой никак не связаны - это два совершенно независимых инвестиционных горинских проекта.
4-май-2014 04:23 pm - про купца Горина Ивана
Anonymous
Добрый день, Сергей!Меня зовут Екатерина. Мой муж Вадим Горин является праправнуком Ивана Горина. Недавно мы прочитали письмо от бабушки Вадима Горина, в котором она описывает всю родословную и в том числе говорит, что церковь в Белозерске, построенная на средства купца Ивана Горина существует до сих пор. Удивленные, мы стали искать информацию в интернете и увидили Вашу статью...Больше всего поразили фотографии и самой церкви, и в особенности фотографии с людьми на фоне церкви (возможна среди этих людей и есть Иван Горин и другие родственники)? Вам что-то известно о людях на этом фото? Было бы безумно интересно и волнительно узнать больше обо всем этом.Возможно мы приедем в Белозерск, покажем дочерям остатки церкви. С уважением, Екатерина.
5-май-2014 12:49 pm - Re: про купца Горина Ивана
Здравствуйте, Екатерина.
Т.к. ваш комментарий был анонимным, то он был предварительно скрыт. Это я установил такой "фильтр" от спама (его, к сожалению, очень много сыплется). Прошу прощения за вынужденные неудобства. Но все комментарии я, по мере возможности, прочитываю, а на интересные и по существу - обязательно отвечаю.
На ваше сообщение ответил чуть ниже.
Благодарю Вас за интерес к моим работам.
С уважением,
Сергей.
5-май-2014 06:15 am - Родословная привела меня из Санкт-Петербурга в Белозе
Меня зовут Екатерина. Мой муж Вадим Горин является праправнуком Ивана Горина. Недавно мы прочитали письмо от бабушки Вадима Горина, в котором она описывает всю родословную и в том числе говорит, что церковь в Белозерске, построенная на средства купца Ивана Горина существует до сих пор. Удивленные, мы стали искать информацию в интернете и увидели статью Сергея. Больше всего поразили фотографии и самой церкви, и в особенности фотографии с людьми на фоне церкви (возможна среди этих людей и есть Иван Горин и другие родственники)? Вам что-то известно о людях на этом фото? Было бы безумно интересно и волнительно узнать больше обо всем этом.Возможно мы приедем в Белозерск, покажем дочерям остатки церкви. Отзовитесь, Сергей!
5-май-2014 12:44 pm - Re: Родословная привела меня из Санкт-Петербурга в Бело
Здравствуйте, Екатерина!
Я очень рад получить весточку от потомков Ивана Горина. Судя по тем крохам информации, что мне пока удалось собрать, он был неординарным человеком. Он единственный (на сколько я могу судить по собранным материалам) финансировал строительство целого храма очень немалых размеров по проекту знаменитого архитектора (стало быть проект стоил весьма недешево), финансировал строительство очень интересного иконостаса http://seredina77.livejournal.com/14730.html, значит он был весьма состоятельным человеком. Так как в Белозерье был всего один купец 1-ой гильдии - это купец Сукин (остатки его усадьбы и дачи его супруги ещё сохранились в Шоле (пос. Зубово на западном берегу Белого озера)), то, видимо, Иван Горин был купцом 2-ой гильдии. Он эксплуатировал водяную мельницу на реке Воздвиженке (километрах в 30 от Белозерска). От этой мельницы он имел, судя по всему, немалый доход. Мой друг и компаньон нашел останки этой мельницы. О ней я хочу написать отдельную статью, но пока времени не хватает доработать её до публикационного вида.
Нет, Екатерина, на фотографии церкви с людьми нет купца Ивана Горина, т.к. он жил на целый век раньше того, когда была сделана эта фотография. Купца Ивана Горина упоминает в своих путевых заметках "Путешествие по Северу России" (часть 29-я) П.И Челищев (в 1791 году)http://libes.ru/189165.html#TOC_idp3554760, церковь строилась в начале XIX века, а фотография эта относится к концу XIX-го началу ХХ-го века. Такую датировку этой фотографии дают сотрудники Белозерского музея. Возможно, что эта фотография принадлежит авторству Н.М.Протопопова (это 1903 год). На этой фотографии изображен священник этого храма и группа прихожан, но кто конкретно - надо ещё порыться-поискать информацию, сведения имеются скудные, но есть с чего можно начать поиски.
Мне бы самому было бы очень интересно узнать больше и о купце Иване Горине, и о тех людях что на фотографиях. Если поделитесь информацией, то буду вам очень-очень признателен. Я пытаюсь по причине практически полного отсутствия систематизированной краеведческой информации по Белозерью писать свою летопись этого древнего и очень интересного края.
Надеюсь на продолжение общения.
С уважением,
Сергей.
7-май-2014 04:59 pm - Re: Родословная привела меня из Санкт-Петербурга в Бело
Добрый день, Сергей!
Хотим поделиться с Вами той скудной информацией, которая имеется у нас о роде Гориных. Со слов бабушки Вадима Горина (моего мужа) Индрик Веры Владимировны (г.р. 1895-1990)-жены Горина Ивана Михайловича (г.р. 1883-1957). "У Ивана Михайловича Горина прадед был простым рабочим , таскал мешки с солью на баржи в г.Белозерске, но потом где-то нашел клад, разбоготел и стал купцом. Отец Горина Ивана Михайловича (г.р. 1883) Михаил Горин был богат. Зашел к портному заказывать фрак к свадьбе, увидел дочь портного-рыжую и зеленоглазую красавицу и женился на ней (Лукерья). У них было 6 детей: Михаил, Вера, Елизавета, Яков, Надежда, Иван. Родители Ивана Михайловича Горина (Михаил и Лукерья) умерли в эпидемию холеры, а в городе Белозерске до сих пор должна быть церковь Гориных." Мой муж Вадим Горин является внуком Ивана Михайловича Горина и Веры Владимировны Индрик.
Имеются их фотографии, которые в данный момент находятся в г.Ростов-на-Дону у дочери Ивана Михайловича и Веры Владимировны. По-возможности постараемся их прислать.
На сегодняшний день в возрасте 90 лет жива и здорова внучка Михаила Горина, дочь Ивана Михайловича и мама моего мужа Вадима Горина Ираида Ивановна Горина (г.р. 1924)и ее родная сестра Людмила (г.р.1933, проживающая в г.Ростов-на-Дону.
С уважением, Екатерина.

Edited at 2014-05-07 17:28 (UTC)
5-ноя-2014 07:00 pm - Купец Иван Горин
Anonymous
Уважаемый,Сергей!
Наберите в Яндексе: Провинциальный некрополь Горемыкин.
Там Вы прочтёте надпись с памятника купцу Горину.
6-ноя-2014 06:50 am - Re: Купец Иван Горин
Благодарю вас за информацию!:) Жаль только, что Вы не представились...
(Удалённый комментарий)
21-апр-2011 09:14 am
спасибо за статью.
Сейчас храм выглядит намного хуже. сама живу в Белозерске и постоянно вижу его. Внутрь заползают дети, снаружи пьет молодежь... печально.
Печально и то, что всем наплевать. Мы своими же руками уничтожаем нашу историю.
22-апр-2011 10:48 am
Спасибо Вам, Юлия, за проявленный интерес к моей статье и за ваши переживания по поводу судьбы храма и не только его, но и всего Белозерска.
Проблема бескультурья очень огромна и сложна. Сложна она тем, что для её решения нужно в первую очередь желание людей быть культурнее, а много ли в своей жизни вы наблюдаете таких желающих? Может, начинать надо с малого - с того, что мусор за собой доносить до урн и контейнеров (в Белозерске с этим у людей туговато обстоит, часто мусор вываливают куда попало), водителям скорость в городе не завышать, т.к. на грунтовых улицах, коих в городе большинство, пылища от проезжающих машин поднимается страшная и прохожим дышать нечем, службам ЖКХ мусор вовремя на свалку вывозить, людям в общественных туалетах в центральной части города не гадить как попало мимо "очка" и т.д....
К моему великому сожалению, в городе постепенно ветшают ряд замечательных зданий (не только этот храм), которые могли бы вполне ещё служить не только украшением центра города, но и использоваться людьми. Но бесхозяйственное отношение местных властей к этой недвижимости также приводит её к постепенному развалу. К таким зданиям я отношу дом, в котором до революции было подворье Кирилло-Новоезерского монастыря (двухэтажный дом рядом с гостиницей "Русь"), купеческий особняк Ананьевых (особняк, на который смотрит памятник Сергею Орлову) и т.д.... Если бы власти захотели, то давно можно было бы на конкурсной основе передать в аренду (посильную и разумную) под какие-нибудь интересные для города проектов (образовательных, выставочных, под частные галереи и т.п.)... А сейчас что получается: выехал оттуда (из особняка Ананьиных) музей, больше его никто не поддерживал в исправном техническом состоянии, не делал профилактический ремонт, вот теперь мы и имеем то, что таким юродивым стоит в центре города. Теперь в таком состоянии он никому не нужен, в него слишком много надо вложить, чтобы реанимировать. У городских властей подход какой-то как "собака на сене" - ни себе, ни другим... Боюсь ещё, как бы к юбилею города не посносили то, что ещё осталось, пусть даже и в полуразвалившемся виде. Может найдутся желающие сохранить сьаринный самобытнык колорит одного из древнейших русских городов.
22-апр-2011 06:54 pm
да. у нас тут каждый второй дом представляет ценность. культурную. каждому больше 100 лет. многие используются не по назначению. одни заброшены, во вторых открыты какие то учреждения, третьи - отдают под жилье непонятно кому. вот дом Поздынина на Набережной (1846) была консультация детская. Сейчас переехала. А сам дом уже разбирают по частям, то бомжей, то цыганей там видят. Не помню какого купца дом, продали череповецкому предпринимателю, другой сдали в аренду. Затопленную церковь в Крохино собираются восстанавливать не первый год. Пока мы собираемся от неё уже ничего не останется(
В моей деревне (10км от Б.) в лесу стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1783 со старым кладбищем. Сегодня в очередной раз там была - бутылки, бумажки и др. Тем летом еще были решетки на окнах - сегодня их нет(
25-апр-2011 06:05 am
Всё так....
Я предпочитаю из двух зол выбирать меньшее, поэтому считаю, что хотябы использование зданий не по назначению даёт им некоторые шансы на каку-нибудь сохранность от полного и неотвратимого разрушения. Вот пока в Покровском храме (рядом с деревянным Ильинским) была котовальна, он хоть как-то поддерживался в сохранности, хоть какой-то самый минимальный, но ремонт получал..., а сейчас.... Пока в мной уже ранее упомянутом особняке Ананьевых располагался музей, здание функционировало и сохранялось, а сейчас он обнесённый забором постепенно разрушается на глазах у всего города... Другой Поздынинский особняк (деревянный терем с стиле русского модерна на Коммунистической улице). До прошлого года в нём был детский садик №1, зимой я там уже никакой вывески не увидел... Какая судьба ждёт этот интереснейший дом, который несомненно украшает город???
Юлия, что за "ваша" деревня, что в 10 км от Белозерска? Это про церковь в Садовой? Больше Богородицерождественских церквей в радиусе 10 км от Белозерска я не знаю, чтобы с кладбищем сохранившемся были.
http://seredina77.livejournal.com/21311.html
25-апр-2011 04:02 pm
Чикиево. через лес 15 минут и у церкви в Садовой
This page was loaded сент 23 2017, 6:29 pm GMT.