?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
О реставрациях деревянных церквей Белозерья. 
25-мар-2011 12:11 pm
я
Мне не хотелось бы сейчас описывать то, какие чувства я испытываю соприкасаясь с сокровищами русского деревянного зодчества. Я хочу сказать немного о другом...

В сети последнее время всё чаще стали появляться сообщения о ходе реставрационных работ на ряде замечательных памятниках деревянного и культового зодчества. Я наиболее внимательно стараюсь отслеживать работы по Богоявленскому храму погоста Лядины под Каргополем, конечно же, по Преображенской церкви в Кижах, за событиями в селе Кимжа... Эти сообщения, в основном, связаны с информациями о всевозможных нарушениях при производстве реставрационных работ, о нарушениях при хранении материалов, задержках по срокам выполнения работ, задержкам по финансированию и т.д... Основными нарушениями в первую очередь фигурируют отступления и нарушения технологий реставрации. Я не специалист в области реставрации, профессионалам-реставраторам виднее все тонкости этого ремесла, и только они могут оценить все возможные последствия реставрационных работ, но...

Но судьба двух замечательных и уникальных памятников деревянного зодчества меня особенно волнует...
В городе Белозерске до июля 2010 года стоял многоярусный деревянный храм Ильи Пророка. в 2010 году начались работы по реставрации этого храма, как гласят информационные источники, методом полной переборки.
Таким мы его видели в июле 2008 года.

Photobucket


Photobucket

Таким мы его видели и, даже, побывали в нём в сентябре 2008 года.

Photobucket

В тот день Верещагин Михаил Иванович проводил там обмеры храма для изготовления масштабного макета. Тогда от Михаила Ивановича мы и узнали впервые о грядущей реставрации храма.

Так храм выглядел в июле 2009 года.

Photobucket

Photobucket

А так храм выглядел уже в июле 2010 года.

Photobucket

Photobucket

А 1-го сентября 2010 года уже так...

Photobucket

В новогодние дни 2011 года всё было также, как и в сентябре, только засыпано снегом....

Реставрацию Ильинского храма планировалось завершить к юбилею Белозерска в 2012 году. Что будет на самом деле?...

Также меня сильно обеспокоили сообщения о ходе реставрации уникального памятника, тоже находящегося на территории моего любимого Белозерья, - Церкви Ризоположения из села Бородава. Церковь Ризоположения - древнейшая точно датированная деревянная церковь, построенная в 1485 году в селе Бородава, находившегося на берегу реки Шексны. При строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава попало в зону затопления, и в 1960-х годах церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского музея, где и находится до сих пор. В 2009 году началась её реставрация...

Такой я её видел в сентябре 2008 года.

Photobucket

А так уже в сентябре 2009 года.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Но сейчас........

Я повторюсь. Я не специалист в области реставрации. Но я всегда считал, что термин "Реставрация" обозначает Восстановление первоначального вида и состояния объекта реставрации с максимально возможным сохранением "родных" элементов, материалов и технологий. Я категорически против всяких экспириментов, которые могут вывести реставрацию уникального памятника в раздел реконструкции или, того хуже, банального ремонта. Я также против того, чтобы "экспериментаторы" подвергали памятники риску полной утраты. Я считаю, что когда дело касается столь уникальных памятников никакие деньги и никакие амбиции и идэи не должны играть губительную роль в деле СОХРАНЕНИЯ памятника.

Я очень надеюсь, что эти выдающиеся памятники деревянного зодчества, и не только эти, будут ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ и смогут и далее оставлять неизгладимые впечатления в наших душах и душах будущих поколений. Эти деревянные церкви Руси неотъемлемые элементы нашей Русской Культуры. А Культура - это вам не нефтяное или газовое месторождение, это то, что не иссякает, если её элементы не растерять или уничтожить, это то богатство, которое невозможно отнять у человека, но которое необходимо прививать и взращивать...
Comments 
25-мар-2011 10:28 am
Полная переборка, которая почему-то считается уже нормой реставрации деревянных сооружений, всегда приводит к большим утратам и искажению облика. Именно поэтому ее следует избегать так долго, как это только возможно.
Насколько я знаю, и Ризоположение , и Ильинская церкви уже перебирались. Так что они не вполне аутентичные по определению и многое там уже - результат реставрационного творчества, как бы мы не привыкли к их облику.
Ирония состоит в том, что главный непримиримый критик реставрации церкви из Бородавы, сам проделывает то же самое с Преображенской церковью в Кижах. Результат ожидается катастрофический. Опыта у него на порядок меньше, а храм - на порядок сложнее.
25-мар-2011 11:23 am
Если Вы до сих пор не в курсе, то на Преображенки тройной контроль - Госскомиссия, ЮНЕСКО, внутренний. И вообще, желательно аргументировать, а не просто словесами воздух сотрясать.
28-мар-2011 08:24 am
Тройной контроль - это, наверное, неплохо...
Но мне, как простому обывателю, было бы очень интересно узнать поимённые составы, уровень образованности, уровень профессиональных знаний и опыта в реставрации памятников русского деревянного зодчества всех этих людей, что входят в эти контрольные комиссии. Без этих сведений все эти комиссии представляются мне весьма формализованными мероприятиями, в вашем выражении - безаргументированным сотрясанием воздуха. Хотя, учитывая, что я простой обыватель, непосвящённый в таинства реставрации, возможно и неверно воспринимаю сложившуюся вокруг реставраций обстановку....
28-мар-2011 08:40 am
:) Последние из представителей России на объекте были Марк Иванович Коляда и Александр Владимирович Попов и было это аж в 2007 году, вроде... Сейчас подготовлен приказ в МК РФ с составом комиссии, пока не приедет, нет смысла писать фамилии. Но приедет, это точно, слишком много шуму... Надеюсь Вы понимаете, что музей только принимает комиссии, но не работает за них? А вот эксперты ЮНЕСКО ежегодно, фамилии Вам ничего не скажут, хотя и не секретная информация. Представители МК РФ регулярно на объекте, но это чиновники, в хорошем смысле слова. И немножко поясню, сейчас самое время ездить, наконец начались работы, Бога ради пусть контролируют все кому не лень, церковь то общая, не моя личная...
28-мар-2011 09:30 am
Как Вы написали "Последние из представителей России..." были аж 2007 году. Это ж почти 4 года назад... Только "подготовлен приказ о комисси от МК", но пока ещё, как я понял, никто из них не приезжал и не контролировал... Поэтому, о контроле со стороны "Госкомиссии" вести речь, наверное, безсмысленно.... Эксперты ЮНЕСКО, я так понимаю, люди-иностранцы. Таких памятников деревянного зодчества в иностранных государствах нет, поэтому, в моих глазах эти "эксперты" скорее приезжают контролировать целевое использование средств, выделенных на реставрационные работы, нежели все тонкости технологического процесса реставрации... Остаётся только надежда на внутренний контроль... Ну и надеяться на "контроль" со стороны общественности... Поправьте меня, если я не прав.
28-мар-2011 04:03 pm
Ну не палкой же загонять представителей архитектурной общественности:) Поправляю. В 2010 году начались работы, поэтому Госкомиссия будет "догонять" процесс, сейчас работы не ведутся и по этой причине тоже, жаль, но такой контроль. Юнески наоборот, приезжают и регулярно мониторят работы, и финансирование их вообще не волнует, а то что у них Кижей нет, так и в РФ они одни. Принципы реставрации общие во всем мире, не зря постоянно в прессе звучит "Венецианская хартия". Спецы опытные, кстати, дотошные...
25-мар-2011 11:46 am
И для справки. За последние 5 лет в музее отреставрированы 37 памятников в большей или меньшей степени. Никаких претензий, даже по Преображенке. Жуков-точильщиков вывели по максимуму, работает служба эксплуатации.
Я не критик, вот фотки - вот комментарии, не более. И где опыт реставратора? (риторический).
И для справки 2. На днях Министр иностранных дел РФ вручил памятную медаль и грамоту директору музея "Кижи" за лучшие достижения и работу с ЮНЕСКО по России.
Это факты.
28-мар-2011 10:08 am
Хорошие темпы реставрации... 37/5=7,4 памятника в год - внушающее колическтво... А как в плане качества реставрации?
Александр, "никаких претензий" вы пишите? Но если реально работатет только внутренний контроль, то кто ж сам себя прилюдно бичевать будет (если, конечно, есть за что бичевать)?:) Что жуков-точильщиков изничтожили - замечательно! Но на жуках-точильщиках не заканчивается же работа по реставрации, хотя эти жуки очень серьёзный бичь для памятников... А служба эксплуатации какое отношение к реставрации имеет? Простите меня, может, я слишком много глупых вопросов задаю?...

Про "опыт реставратора" я вам расскажу такую истрию...
Есть у меня один знакомый. В своё время, пообщавшись в Петром Барановским, покрутившись в ВООПИКе, он прям таки заболел идеями сохранения и реставрации памятников культуры и зодчества. Даже устроился работать в одну реставрационную организацию. Но так как он не имел никакого специального образования, то его взяли для выполнения всякой чёрной работы (расчищать от строительного, и не только строительного, мусора площадок, подавать материалы и т.п...). Но будучи преобщённым по трудовой книжке к таинствам реставрациии, будучи введённым в этот узкий круг людей-"шаманов", он на всех углах и при любой возможности с гордостью всем заявлял: "Я - Реставратор!!!" или "Я реставрировал этот храм...!" Как Вы думаете, какой у него опыт реставратора?;) Вопрос, конечно, реторический.:)
В моих глазах опыт реставратора складывается тогда, когда человек говорит, что на том объекте его руками сделано то-то и то-то, на этом объекте - это и это... Тогда мне, как человеку, имеющего почти два десятка лет отношение к строительству (и простым рабочим был, и прорабом был, и зам.начальника строительного участка был,...), хоть как-то можно представить себе трудоёмкость сделанного и ответственность сделанного в объёме всего памятника, а, стало быть, и сложить какое-то первоначальное мнение о мастерстве конкретного специалиста.

Ну а памятная медаль и грамота.... Простите меня, Александр, я не в коем разе не хочу умалять достоинства сотрудников музея "КИЖИ" (я отношусь к ним и их труду с огромным уважением), но ваша "справка" - это о чисто политическом моменте, который к реставрации (в технологическом её аспекте) не имеет отношения. Работа с ЮНЕСКО - это чистой воды политика. Мы сами и без ЮНЕСКО должны беречь и сохранять свои культурные богатства.

Так как тема моего поста изначально была посвящена несколько другим памятникам, может, Вы, как человек посвящённый в круг реставраторов, имеете информацию о дальнейшей судьбе и перспективах реставраций церквей Ризоположения и Ильинской, а также Одигитриевской в Кимже, когда планируют закончить реставрацию в Лядинах...? Буду Вам признатален за любые сведения.
28-мар-2011 04:24 pm
В плане качества, ну что я могу сказать, приезжайте и смотрите. За качество постоянная борьба. Наверное как у всех, чудес тут не бывает. Но! Реставрации доводятся до конца, без так сказать простоев в финансировании. Служба эксплуатации занимается мелким ремонтом, что предотвращает большие разрушения и, следовательно, реставрация при хорошем уходе становится исключением из правил (глобальная реставрация). Что касается меня лично, работаю после универа уже 16 лет, был и чернорабочим и всем кем мог. Собственно я инженер, внес свою скромную лепту в виде нескольких томов проектной документации, ведению работ непосредственно на площадке и прочее. И про ЮНЕСКО, награды без достижений не бывают, зря вы так:)
29-мар-2011 06:16 am
Простите меня, если обидел. Видит Бог, не по злобе...:)
Награды без достижений не бывает, тем более, что музей не только реставрацией и эксплуатацией памятников занимается, но и научной деятельностью, просветительской..., организовывает всевозможные мероприятия, экспозиции, интерактивы, фестивали, та же "Кижская Регата" (очень хочу как-нибудь попасть на это мероприятие), издательская деятельность (кстати, я тут недавно через интернет себе литературы подкупил, изданной музеем),.... Всё это очень даже достойно всяческих похвал и наград! Ну и "политикой" тоже нужно заниматься!:)
29-мар-2011 06:58 am
Anonymous
То есть пауза в реставрации на объекте это не необходимость процесса выполнения работ, а бюрократичкеский момент?
31-мар-2011 08:34 am
Понимаете, в данном случае лучше подождать, чем потом доказывать, что ты не верблюд... Я же тоже человек и нервы тоже есть... Даже больше не бюрократический момент, а ненормальные пиар-компании тормозят работу.
28-мар-2011 05:00 pm
К сожалению информации о реставрации церквей у меня нет. Можно поспрашивать, при случае спрошу у более информированных...
29-мар-2011 06:18 am
Александр, не сочтите за труд... Буду Вам крайне признателен.
24-окт-2012 08:27 am - реставрация
за Кижи медали дают потому что больше некому у нас давать , а давать то кому то надо!!! у нас сейчас правильность проведения работ определяет Господин ТЕНДЕР---это кто меньшую сумму даст и сроки короткие а уачество и варианты это вторичное............
25-мар-2011 02:05 pm
Anonymous
Для grus57 Простите, а что или кто дает Вам право решать,кто из реставраторов опытнее? Вы сами когда-нибудь работали на реставрации хоть какого-то памятника? Судить можно по ФАКТАМ! А факты, пока говорят только против одного автора.Имя назвать? Я просто поражаюсь некомпетенции и просто-напросто наглости, писать в таком категорическом тоне о том, о чем не имеете ни малейшего представления.
28-мар-2011 10:10 am - Жаль, что ответ мой вникуда...
"Имя, Сестра! Имя!!!!" © х/ф "Д"Артаньян и три мушкетёра".:) И факты, желательно...!
25-мар-2011 02:11 pm
Ильинскую церковь реставрировали в 1970-х - 1980-х годах, Ризоположения наверняка и не единожды. Я являюсь сторонником того, чтобы по возможности максимально сохранялась аутентичность памятников, но это далеко не всегда возможно. Тем более на деревянных памятниках, таков уж недолгий век у древесины... Я сталкивался с реставрацией антикварной мебели, но думаю, основные принципы реставнраций мебели и зданий во многом схожи. Так вот, реставраторы мебели мне рассказывали, что очень часто от заказчиков они получают мебель в состоянии гнилухи на 90%. И все уничтоженные грибками, жучками и т.д. детали и элементы приходится заменять. А на что их заменять? Хорошо, если есть под рукой запас материалов от совсем невосстановимых предметов мебели из такой же древесины, с таким же профилем погонных элементов, такого же оттенка, с таким же лаком... Но, как правило, запасов подходящих аутентичных материалов нет. И приходится изготавливать новые... Вот тут-то и кроится, как они говорили, самая большая сложность и трудоёмкость, т.к. надо и древесину подобрать нужного качества, с нужным рисунком волокон, надо в точности изготовить копию заменяемого элемента, надо точно подогнать его по месту, надо точно подобрать тонирующие и лакокрасочные материалы.... В общем, труд не простой. Думаю, что те же трудности испытывают и реставраторы деревянной архитектуры, если они, конечно, реставрацией занимаются, только масштабы объектов различаются... Я понимаю, что рано или поздно любой памятник деревянного зодчества полностью утратит свою аутентичность первоначального строения.
25-мар-2011 05:20 pm
Загляните на страничку kuusela у него как раз есть один блог по поводу круговой замены материала при реставрации. очень интересно,советую
28-мар-2011 10:19 am
Спасибо за рекомендацию. Заглянул я к Александру Куусела в ЖЖ, но он, наверное, пишет свои посты для себя самого и для тех, кто "в теме", но я не "в теме"... Посты Александра насыщены эмоциями, а для меня (простого обывателя "не в теме") причины этих эмоций не понятны, а информативность, поясняющая для таких, как я, отсутствует...
По поводу круговой замены материала при реставрации ничего нового из того, что мне и так было известно, или из того, о чём я и сам догадывался (написал в предыдущем комментарии) я, к моему сожалению, в ЖЖ kuusela не нашёл...
25-мар-2011 09:57 pm
Конечно, это основная сложность и задача реставрации - максимально сохранить подлинное и незаметно вставить то, что пришлось заменить. Незаметно - значит не разрушив облика. А для этого часто приходится возрождать старинные технологии. В любом случае, хотелось бы, чтобы неизбежная утрата аутентичности происходила как возможно медленно.
Ризоположение сильно видоизменилось после перевозки в музей. Вот сравните - в этой статье есть старая фотография и фото после сборки в Кириллове.
http://www.art-con.ru/node/962
Главки, кровля, крыльцо - все совершенно новое и не слишком похожее на то, что видно на старых рисунках и фотографиях. Но за 50 лет все к ним привыкли. Теперь образ церкви переосмыслили и "восстановили на 15 век". А свежее бревно, вставленное в старый сруб, всегда выглядит ужасно. Преображенская после переборки будет смотреться ничуть не лучше.
Что мне действительно интересно - пришлось ли сейчас заменять бревна, вставленные в сруб церкви из Бородавы во время первой реставрации?
28-мар-2011 10:56 am - Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Про незаметность введения новых конструктивных элементов взамен утраченных - я с вами полностью согласен. И про возрождение старинных технологий я тоже полностью согласен. Это-то и есть в моём понимании та самая истинная реставрация.
Сегодня утром перед выездом на работу я бегло просмотрел небольшую книжечку-брошюрку про церковь Ризоположения. Там я увидел рисунок, датированный серединой 19 века. Так на том рисунке изображение церкви очень сильно походит на то, что было до последней реставрации 2009 года.

"Воссановили на 15 век" - интересно, откуда у "них" данные о том, что и как у этой церкви было в 15 веке, а чего не было... Упомянутый мной рисунок 19 века из книжки и пара фотографий 1930-х годов (когда церковь ещё стояла на своём исконном месте в селе Бородава, кстати, я был там, на месте, где было село в 2009 году, об этом я напишу как-нибудь отдельный пост) - самые ранние (и не удивлюсь, если они окажутся единственными) изображения церкви, что мне доводилось видеть. Завтра я принесу книжку на работу и сделаю скан этого рисунка, выложу сюда.

Свежее бревно на фоне старого сруба выглядит поначалу очень инородным телом, но оно ещё более инородно выглядит, если оно по диаметру не подобрано и выбивается своим диаметром из общего строя, если его обработка отличается от обработки окружающих старых брёвен. На фотографиях из поста kuusela, ссылку на который я дал именно из-за фотографий, видно и разноразмерные торцы брёвен и внутренняя стена.... Я понимаю, что со временем и эти новые светлые брёвна на солнышке выгорят, дождями и снегом вымоются, ветрами обдуются и станут в общий тон всему строению. Я умо-зрительно допускаю, то, о чём говорят противники искусственного старения материала, что попытки искусственного старения могут привезди к тому, что искусственное старение "наслоится" на естественное старение и опять может получиться разномасный раздрай...
Но насколько я сталкивался с тонировками для древесины, если ими покрыть единожды, то со временем под воздействием внешних погодных факторов они постепенно сходят, и если не обновлять тонировку, то она постепенно уступит место естественному цвету материала, который в свою очередь к тому времени уже получит "дозу" естественного старения...
28-мар-2011 01:36 pm - Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Откуда данные "на 15 век" - не знаю. Думаю, что это реконструкция по следам на срубе.
Будет замечательно, если выложите картинки с Ризоположением. Я тоже пыталась поискать в сети - там не густо.
Тонировка бревен не кажется главной проблемой. Они обветриваются действительно быстро. А вот насчет подобранного размера надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае. Очень часто они не выровнены и в оригинальном срубе. Кроме того, бревна ведь не идеальный цилиндр. Они скорее усеченный конус. Чтобы стена была ровной комель (толстая часть) соседствует в срубе с верхушкой.
28-мар-2011 01:57 pm - Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Следы на срубе наверное были, есть и будут, но меня всегда интересует, как по этим следам можно определить 15 это век или 16,17,18,19 в конце концов... Тем более, что проложительность "жизни" древесины весьма невелика и церковь эта, наверняка, реконструировалась не раз и перстраивалась за 500 с лишним лет своего существования. Я лично, вообще, сомневаюсь, что в ней осталась хоть одна досочка или брёвнышко с момента её постройки в 1485 году. Б Белозерьи частое явление было, что деревянные церкви за пару сотен лет ветшали, их сносили и строили на их месте каменные. Пик этого каменного строительства в Белозерье наблюдался в 18 веке - начале 19-го.
This page was loaded сент 23 2017, 6:30 pm GMT.