?

Log in

Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
О реставрациях деревянных церквей Белозерья. 
25-мар-2011 12:11 pm
я
Мне не хотелось бы сейчас описывать то, какие чувства я испытываю соприкасаясь с сокровищами русского деревянного зодчества. Я хочу сказать немного о другом...

В сети последнее время всё чаще стали появляться сообщения о ходе реставрационных работ на ряде замечательных памятниках деревянного и культового зодчества. Я наиболее внимательно стараюсь отслеживать работы по Богоявленскому храму погоста Лядины под Каргополем, конечно же, по Преображенской церкви в Кижах, за событиями в селе Кимжа... Эти сообщения, в основном, связаны с информациями о всевозможных нарушениях при производстве реставрационных работ, о нарушениях при хранении материалов, задержках по срокам выполнения работ, задержкам по финансированию и т.д... Основными нарушениями в первую очередь фигурируют отступления и нарушения технологий реставрации. Я не специалист в области реставрации, профессионалам-реставраторам виднее все тонкости этого ремесла, и только они могут оценить все возможные последствия реставрационных работ, но...

Но судьба двух замечательных и уникальных памятников деревянного зодчества меня особенно волнует...
В городе Белозерске до июля 2010 года стоял многоярусный деревянный храм Ильи Пророка. в 2010 году начались работы по реставрации этого храма, как гласят информационные источники, методом полной переборки.
Таким мы его видели в июле 2008 года.

Photobucket


Photobucket

Таким мы его видели и, даже, побывали в нём в сентябре 2008 года.

Photobucket

В тот день Верещагин Михаил Иванович проводил там обмеры храма для изготовления масштабного макета. Тогда от Михаила Ивановича мы и узнали впервые о грядущей реставрации храма.

Так храм выглядел в июле 2009 года.

Photobucket

Photobucket

А так храм выглядел уже в июле 2010 года.

Photobucket

Photobucket

А 1-го сентября 2010 года уже так...

Photobucket

В новогодние дни 2011 года всё было также, как и в сентябре, только засыпано снегом....

Реставрацию Ильинского храма планировалось завершить к юбилею Белозерска в 2012 году. Что будет на самом деле?...

Также меня сильно обеспокоили сообщения о ходе реставрации уникального памятника, тоже находящегося на территории моего любимого Белозерья, - Церкви Ризоположения из села Бородава. Церковь Ризоположения - древнейшая точно датированная деревянная церковь, построенная в 1485 году в селе Бородава, находившегося на берегу реки Шексны. При строительстве Волго-Балтийской водной системы село Бородава попало в зону затопления, и в 1960-х годах церковь была перенесена на территорию Кирилло-Белозерского музея, где и находится до сих пор. В 2009 году началась её реставрация...

Такой я её видел в сентябре 2008 года.

Photobucket

А так уже в сентябре 2009 года.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Но сейчас........

Я повторюсь. Я не специалист в области реставрации. Но я всегда считал, что термин "Реставрация" обозначает Восстановление первоначального вида и состояния объекта реставрации с максимально возможным сохранением "родных" элементов, материалов и технологий. Я категорически против всяких экспириментов, которые могут вывести реставрацию уникального памятника в раздел реконструкции или, того хуже, банального ремонта. Я также против того, чтобы "экспериментаторы" подвергали памятники риску полной утраты. Я считаю, что когда дело касается столь уникальных памятников никакие деньги и никакие амбиции и идэи не должны играть губительную роль в деле СОХРАНЕНИЯ памятника.

Я очень надеюсь, что эти выдающиеся памятники деревянного зодчества, и не только эти, будут ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ и смогут и далее оставлять неизгладимые впечатления в наших душах и душах будущих поколений. Эти деревянные церкви Руси неотъемлемые элементы нашей Русской Культуры. А Культура - это вам не нефтяное или газовое месторождение, это то, что не иссякает, если её элементы не растерять или уничтожить, это то богатство, которое невозможно отнять у человека, но которое необходимо прививать и взращивать...
Comments 
25-мар-2011 09:57 pm
Конечно, это основная сложность и задача реставрации - максимально сохранить подлинное и незаметно вставить то, что пришлось заменить. Незаметно - значит не разрушив облика. А для этого часто приходится возрождать старинные технологии. В любом случае, хотелось бы, чтобы неизбежная утрата аутентичности происходила как возможно медленно.
Ризоположение сильно видоизменилось после перевозки в музей. Вот сравните - в этой статье есть старая фотография и фото после сборки в Кириллове.
http://www.art-con.ru/node/962
Главки, кровля, крыльцо - все совершенно новое и не слишком похожее на то, что видно на старых рисунках и фотографиях. Но за 50 лет все к ним привыкли. Теперь образ церкви переосмыслили и "восстановили на 15 век". А свежее бревно, вставленное в старый сруб, всегда выглядит ужасно. Преображенская после переборки будет смотреться ничуть не лучше.
Что мне действительно интересно - пришлось ли сейчас заменять бревна, вставленные в сруб церкви из Бородавы во время первой реставрации?
28-мар-2011 10:56 am - Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Про незаметность введения новых конструктивных элементов взамен утраченных - я с вами полностью согласен. И про возрождение старинных технологий я тоже полностью согласен. Это-то и есть в моём понимании та самая истинная реставрация.
Сегодня утром перед выездом на работу я бегло просмотрел небольшую книжечку-брошюрку про церковь Ризоположения. Там я увидел рисунок, датированный серединой 19 века. Так на том рисунке изображение церкви очень сильно походит на то, что было до последней реставрации 2009 года.

"Воссановили на 15 век" - интересно, откуда у "них" данные о том, что и как у этой церкви было в 15 веке, а чего не было... Упомянутый мной рисунок 19 века из книжки и пара фотографий 1930-х годов (когда церковь ещё стояла на своём исконном месте в селе Бородава, кстати, я был там, на месте, где было село в 2009 году, об этом я напишу как-нибудь отдельный пост) - самые ранние (и не удивлюсь, если они окажутся единственными) изображения церкви, что мне доводилось видеть. Завтра я принесу книжку на работу и сделаю скан этого рисунка, выложу сюда.

Свежее бревно на фоне старого сруба выглядит поначалу очень инородным телом, но оно ещё более инородно выглядит, если оно по диаметру не подобрано и выбивается своим диаметром из общего строя, если его обработка отличается от обработки окружающих старых брёвен. На фотографиях из поста kuusela, ссылку на который я дал именно из-за фотографий, видно и разноразмерные торцы брёвен и внутренняя стена.... Я понимаю, что со временем и эти новые светлые брёвна на солнышке выгорят, дождями и снегом вымоются, ветрами обдуются и станут в общий тон всему строению. Я умо-зрительно допускаю, то, о чём говорят противники искусственного старения материала, что попытки искусственного старения могут привезди к тому, что искусственное старение "наслоится" на естественное старение и опять может получиться разномасный раздрай...
Но насколько я сталкивался с тонировками для древесины, если ими покрыть единожды, то со временем под воздействием внешних погодных факторов они постепенно сходят, и если не обновлять тонировку, то она постепенно уступит место естественному цвету материала, который в свою очередь к тому времени уже получит "дозу" естественного старения...
28-мар-2011 01:36 pm - Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Откуда данные "на 15 век" - не знаю. Думаю, что это реконструкция по следам на срубе.
Будет замечательно, если выложите картинки с Ризоположением. Я тоже пыталась поискать в сети - там не густо.
Тонировка бревен не кажется главной проблемой. Они обветриваются действительно быстро. А вот насчет подобранного размера надо смотреть отдельно в каждом конкретном случае. Очень часто они не выровнены и в оригинальном срубе. Кроме того, бревна ведь не идеальный цилиндр. Они скорее усеченный конус. Чтобы стена была ровной комель (толстая часть) соседствует в срубе с верхушкой.
28-мар-2011 01:57 pm - Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Следы на срубе наверное были, есть и будут, но меня всегда интересует, как по этим следам можно определить 15 это век или 16,17,18,19 в конце концов... Тем более, что проложительность "жизни" древесины весьма невелика и церковь эта, наверняка, реконструировалась не раз и перстраивалась за 500 с лишним лет своего существования. Я лично, вообще, сомневаюсь, что в ней осталась хоть одна досочка или брёвнышко с момента её постройки в 1485 году. Б Белозерьи частое явление было, что деревянные церкви за пару сотен лет ветшали, их сносили и строили на их месте каменные. Пик этого каменного строительства в Белозерье наблюдался в 18 веке - начале 19-го.
28-мар-2011 02:29 pm - Re: Спасибо за ссылку, интересный ресурс.
Уверена, что там сохранились подлинные бревна 15 века. Не все, но часть. Вы правы, что церковь эта, конечно, несчетное число раз ремонтировалась, но не перестраивалась совершенно.
С сохранностью старых бревен все не так просто. Иногда бревно может придти в полную негодность за 20-30 лет, а иногда с ним , видимо, что то случается и оно "живет" гораздо дольше. При некотором стечении обстоятельств (подбор древесины, условия эксплуатации, какие-то еще факторы...) дерево может стать довольно долговечным материалом. Если бы не это, русской деревянной архитектуры мы бы вообще никогда не увидели.
This page was loaded июл 21 2017, 6:37 pm GMT.