?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Мы наш, мы новый мост построим... 
23-сент-2011 07:42 pm
я
Размытый путь и вдоль — кривые тополя.
Я слушал неба звук — была пора отлёта.
И вот я встал и тихо вышел за ворота,
Туда, где простирались жёлтые поля.

Николай Рубцов


Про перепитии реставрации церкви Ильи Пророка 1696 года постройки я уже в своих постах ранее рассказывал. Теперь мне хочется рассказать о "реставрации" другого не менее интересного и уникального памятника Белозерска федерального значения - о Мосте через крепостной ров XVIII века.

Весной этого года тендер на проведение работ по реставрации моста выиграла московская фирма ООО "Промпроект".
Не могу удержаться, чтобы не процитировать то, что написано про мост на сайте "Промпроекта": "Трехарочный кирпичный мост через ров расположен в западной части древнего городища и восточным своим концом выходит в начало улицы III-Интернационала. План моста имеет текучие формы: он плавно расширяется к центру и к выходам на валы рва. Самые узкие его части "укреплены" плоскими лопатками. Три большие арки одинаковой высоты, средняя из которых шире боковых, опираются на два прямоугольных в плане пилона, вытянутых по оси север-юг, и мощные откосы. Пилоны от пят арок, отмеченных карнизом в виде плинта, расширяются к основанию. Боковые арки имеют полуциркулярную форму, а у средней центр несколько понижен. Они декорированы замковыми камнями и плоскими обрамлениями, повторяющими их форму. Парапеты моста деревянные, менялись неоднократно. Каменный мост представляет собой один из ранних примеров в русской архитектуре инженерных сооружений данного типа. Монументальность форм, прекрасно увязанная с лаконичным декором, работа конструкций, выявленная средствами художественного языка, делают памятник одним из интереснейших в городе." К этому необходимо добавить и то, что написано про мост на официальном сайте Белозерского Областного краеведческого музея: "...Подобные арочные трёхпролётные мосты - большая редкость на Русском Севере..." Вобщем, как не крути, памятник уникальный и ценный с точки зрения культурного наследия не только Белозерска, но и всей России.
Слёзы умиления у меня наворачиваются на глаза от прочтения следующих слов на сайте "Промпроекта": "В своей работе специалисты ООО «Промпроект» руководствуются следующими основными принципами Венецианской Хартии реставраторов: Принцип минимального вмешательства в исторический материал произведения с максимальным его сохранением. Актуальность данного принципа сегодня напрямую связана с развитием техники, использования современных материалов и технологий. На это же указывает и Венецианская хартия реставраторов, в которой отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом». В проекте «Кодекса этики реставрационных профессий Российской Федерации» отмечается, что «… для памятника наиболее корректным является изучение, восстановление и использование исторических технологий». Однако из-за утраты исторических технологий или по каким-либо другим причинам возникает необходимость применения новых материалов. В этом случае следует помнить об исключении возможности нарушения исторического облика памятника, иначе памятник как таковой перестает существовать, остаются только его фрагменты. Применение других материалов возможно при условии, что они не причинят вреда объекту, то есть их физико-химические свойства соответствуют материалам памятника."
До начала работ по "реставрации" моста, которые начались с 1-го августа этого года, мост выглядел точно так, как на этой фотографии Уильяма Крафта Брумфельда.

Photobucket

Такой аутентичный брутальный памятник фортификационного мастерства зодчих XVIII столетия.

А чуть более, чем через полтора месяца с начала работ мы видим вот такую картину, хорошо проиллюстрированную фотографиями моего друга beloozero, полученными мной сегодня по электронной почте. Фотографии были сделаны 19-го и 23-его сентября.

Начнём с фотографий от 19 сентября 2011 года...

Photobucket

На фотографиях видно, что разобрана арка пока одного пролёта моста, а боковины заходов уже сплошняком облицованы совершенно новеньким облицовочным кирпичом.

Photobucket

Но надо отдать должное фирме "Промпроект" - старый кирпич они частично сохранили в несуших конструкциях заходов моста, не смотря на изменившийся внешний облик сооружения. Венецианская хартия может спать спокойно!...

Photobucket

Старые кирпичи в относительно немногочисленном количестве, которые не пострадали от "бережного извлечения" из конструкций моста сложены в аккуратные штабели (возможно, уже уложены на полеты...). Остальной кирпич, которому не повезло в этой жизни, превращён в строительный мусор, коего видно на фото в достаточном количестве...

Photobucket

Photobucket

Тут видно, что старый кирпич, который ещё мог бы долго прожить в составе конструкций моста "бережно выгрызают" мощным перфоратором... Это вам не хухры-мухры! Это вам новые технологии в реставрации!

Photobucket

А это уже сегодняшние (23-го сентября) фотографии - свежатинка!

От атмосферных осадков (чтобы на головы не лили осенние дожди) место работ прикрыли навесом.

Photobucket

Photobucket

А это что и для чего сделано, я определить не смог.

Photobucket

Уже разобраны все три арки моста...

Photobucket

Photobucket

Photobucket

А вот предложение обойти стройку... Всё, согласно правилам.....

Photobucket


Photobucket

А тут хочется дописать, что строительный мусор XVIII века...

Photobucket

А валы тоже "хорошо себя чувствуют", похоже с XV века им так не доставалось...

Photobucket

Кстати, "строительный мусор" очень неплохо может служить для засыпки другого уникального сооружения - крепостного рва времен Ивана III.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Я пытаюсь себе представить, что я увижу летом следующего юбилейного года в городе.... Сложно....
А о втором объекте "Промпроекта" (о церкви Спаса Всемилостивого 1723 года) я вам расскажу в следующий раз...
...........
Comments 
25-сент-2011 03:08 pm
Ужас какой. Еще и Спаса-на-Канале тронули?!
26-сент-2011 05:56 am
Да. И до Спаса тоже добрались, но об этом чуть позже...
4-окт-2011 09:24 am
Anonymous
Лучше бы в дороги и туризм деньги вложили
4-окт-2011 10:32 am
Согласен. Правда, дороги и туризм оставили районным и городским властям, а памятники - это уже федеральный уровень министерства культуры. Я в последних числах июля разговаривал с главой Белозерска А.Л.Шолениновым, он тоже высказывал крайнюю озабоченность тем, что и как происходит, а, главное, чем это закончится на объектах, за которые взялось минкультуры.
Друзья сообщают, что дорогу в сторону Нижней Мондомы уже отремонтировали, вот через 4 дня сам гляну...
5-июн-2012 07:51 pm - дорога на мондому
Anonymous
Дороги нет! Да и не будет. Мондомчане называют ЭТО дорога в никуда. Идет до Куности и усе... но асфальта нет. Просто сделали канавы, срубили кусты и деньги кончились. Да бог с ней, этой дорогой. А вот мост... (без слов). Неужели ничего не сделать?
6-июн-2012 03:47 am - Re: дорога на мондому
Дорогу на Н.Мондому видел в начале мая этого года, ездил по ней...
Для меня это загадочная дорога, т.к. я не понимаю для кого она делалась, если проложена мимо всех населённых пунктов (Маэксы, Куности). Видимо, её строили для лесовозов, которым при их размерах колёс вполне годился и грейдер...
С мостом уже ничего нельзя сделать, "точка возврата" уже пройдена, имеем новодел.
This page was loaded сент 23 2017, 6:36 pm GMT.