?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Мы наш, мы новый мост построим... 
23-сент-2011 07:42 pm
я
Размытый путь и вдоль — кривые тополя.
Я слушал неба звук — была пора отлёта.
И вот я встал и тихо вышел за ворота,
Туда, где простирались жёлтые поля.

Николай Рубцов


Про перепитии реставрации церкви Ильи Пророка 1696 года постройки я уже в своих постах ранее рассказывал. Теперь мне хочется рассказать о "реставрации" другого не менее интересного и уникального памятника Белозерска федерального значения - о Мосте через крепостной ров XVIII века.

Весной этого года тендер на проведение работ по реставрации моста выиграла московская фирма ООО "Промпроект".
Не могу удержаться, чтобы не процитировать то, что написано про мост на сайте "Промпроекта": "Трехарочный кирпичный мост через ров расположен в западной части древнего городища и восточным своим концом выходит в начало улицы III-Интернационала. План моста имеет текучие формы: он плавно расширяется к центру и к выходам на валы рва. Самые узкие его части "укреплены" плоскими лопатками. Три большие арки одинаковой высоты, средняя из которых шире боковых, опираются на два прямоугольных в плане пилона, вытянутых по оси север-юг, и мощные откосы. Пилоны от пят арок, отмеченных карнизом в виде плинта, расширяются к основанию. Боковые арки имеют полуциркулярную форму, а у средней центр несколько понижен. Они декорированы замковыми камнями и плоскими обрамлениями, повторяющими их форму. Парапеты моста деревянные, менялись неоднократно. Каменный мост представляет собой один из ранних примеров в русской архитектуре инженерных сооружений данного типа. Монументальность форм, прекрасно увязанная с лаконичным декором, работа конструкций, выявленная средствами художественного языка, делают памятник одним из интереснейших в городе." К этому необходимо добавить и то, что написано про мост на официальном сайте Белозерского Областного краеведческого музея: "...Подобные арочные трёхпролётные мосты - большая редкость на Русском Севере..." Вобщем, как не крути, памятник уникальный и ценный с точки зрения культурного наследия не только Белозерска, но и всей России.
Слёзы умиления у меня наворачиваются на глаза от прочтения следующих слов на сайте "Промпроекта": "В своей работе специалисты ООО «Промпроект» руководствуются следующими основными принципами Венецианской Хартии реставраторов: Принцип минимального вмешательства в исторический материал произведения с максимальным его сохранением. Актуальность данного принципа сегодня напрямую связана с развитием техники, использования современных материалов и технологий. На это же указывает и Венецианская хартия реставраторов, в которой отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом». В проекте «Кодекса этики реставрационных профессий Российской Федерации» отмечается, что «… для памятника наиболее корректным является изучение, восстановление и использование исторических технологий». Однако из-за утраты исторических технологий или по каким-либо другим причинам возникает необходимость применения новых материалов. В этом случае следует помнить об исключении возможности нарушения исторического облика памятника, иначе памятник как таковой перестает существовать, остаются только его фрагменты. Применение других материалов возможно при условии, что они не причинят вреда объекту, то есть их физико-химические свойства соответствуют материалам памятника."
До начала работ по "реставрации" моста, которые начались с 1-го августа этого года, мост выглядел точно так, как на этой фотографии Уильяма Крафта Брумфельда.

Photobucket

Такой аутентичный брутальный памятник фортификационного мастерства зодчих XVIII столетия.

А чуть более, чем через полтора месяца с начала работ мы видим вот такую картину, хорошо проиллюстрированную фотографиями моего друга beloozero, полученными мной сегодня по электронной почте. Фотографии были сделаны 19-го и 23-его сентября.

Начнём с фотографий от 19 сентября 2011 года...

Photobucket

На фотографиях видно, что разобрана арка пока одного пролёта моста, а боковины заходов уже сплошняком облицованы совершенно новеньким облицовочным кирпичом.

Photobucket

Но надо отдать должное фирме "Промпроект" - старый кирпич они частично сохранили в несуших конструкциях заходов моста, не смотря на изменившийся внешний облик сооружения. Венецианская хартия может спать спокойно!...

Photobucket

Старые кирпичи в относительно немногочисленном количестве, которые не пострадали от "бережного извлечения" из конструкций моста сложены в аккуратные штабели (возможно, уже уложены на полеты...). Остальной кирпич, которому не повезло в этой жизни, превращён в строительный мусор, коего видно на фото в достаточном количестве...

Photobucket

Photobucket

Тут видно, что старый кирпич, который ещё мог бы долго прожить в составе конструкций моста "бережно выгрызают" мощным перфоратором... Это вам не хухры-мухры! Это вам новые технологии в реставрации!

Photobucket

А это уже сегодняшние (23-го сентября) фотографии - свежатинка!

От атмосферных осадков (чтобы на головы не лили осенние дожди) место работ прикрыли навесом.

Photobucket

Photobucket

А это что и для чего сделано, я определить не смог.

Photobucket

Уже разобраны все три арки моста...

Photobucket

Photobucket

Photobucket

А вот предложение обойти стройку... Всё, согласно правилам.....

Photobucket


Photobucket

А тут хочется дописать, что строительный мусор XVIII века...

Photobucket

А валы тоже "хорошо себя чувствуют", похоже с XV века им так не доставалось...

Photobucket

Кстати, "строительный мусор" очень неплохо может служить для засыпки другого уникального сооружения - крепостного рва времен Ивана III.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Я пытаюсь себе представить, что я увижу летом следующего юбилейного года в городе.... Сложно....
А о втором объекте "Промпроекта" (о церкви Спаса Всемилостивого 1723 года) я вам расскажу в следующий раз...
...........
Comments 
21-ноя-2011 10:52 am
Что-то я летом не заметила никакой потребности в его перестройке!
Злодеи!!!

Строительный мусор они отдадут... "умники".. ;(((
21-ноя-2011 11:43 am
Вот и я наивно полагал, что реставрация моста будет сведена к фрагментальной замене отдельных разрушившихся кирпичиков, а не к полной перестройке всего памятника.
29-ноя-2011 05:35 pm
Anonymous
в шестидесятых годах при строительстве здания новой почты выкопали древнее захоронение - гробы долбленые из цельного дерева.Черепа и фрагменты гробов долго валялись на дороге. Плевки в прошлое у нас в крови??? Или вылечимся? Страшно.
30-ноя-2011 01:27 pm
О разворошенном кладбище возле церкви Петра и Павла, что напротив почты, я в книге Константина Козлова читал и от знакомых Белозер слышал.
"Плевки в прошлое", помоему, полбеды. Прошлое не изменить. Значительно страшнее плевки в настоящие и в будущее....

Кстати, когда я был в Белозерске в начале ноября, мне мой друг-белозер рассказал, что при ремонтных работах дорожного полотна на участке от ул.К.Маркса (у автовокзала) и до Торговых рядов (мимо моста), снимая старый асфальт, откопали фрагмент старинной мощеной булыжной мостовой. Естественно, не проводя никаких археологических изысканий и обследований, брусчатку вырыли и увезли... Мы тогда говорили, что лучше бы ей замостили мост, хоть что-то старинное показать потомкам можно будет исторического (хотя, по сути, это тоже новодел, хоть и из старинных материалов). Позже друг мне написал, что брусчатку привезли обратно к мосту, возможно, и замостят ей мост...
30-ноя-2011 04:53 pm
Anonymous

По булыжной мостовой я успел походить и хорошо ее помню. Она проходила через весь город от Череповецкого тракта до выезда на Кириллов.Улицы Красноармейская и Советский пр. Лучшего основания под асфальт не придумать, но у *бизнеса* свои законы
2-дек-2011 05:33 am
Да, на некоторых фотографиях Советского проспекта 1950-х годов ещё можно увидеть брусчатку. Если мне память не изменяет, на улице 3 интернационала (Ивановской) или на одной из параллельных ей улиц (возможно, на ул.Ленина между Советским проспектом и Коммунистической ул.) несколько квадратных метров брусчатки сохранилось, но надолго ли?
29-июн-2012 07:32 pm - -__"
Anonymous
Три большие арки одинаковой высоты,..... тогда щас какого хера они не одинаковы??))))это жесть))))) щас белый как печка бля))))))
2-июл-2012 05:29 am
Здравствуйте.
Благодарю Вас за ваш отзыв. Давайте договоримся на будущее, что при всей эмоциональности ситуации, всётаки, будем воздерживаться от применения ненормативной лексики в комментариях. Благодарю за понимание...

На счёт высот арок я затрудняюсь сказать что-то определённое - я не обмерял арки ни до не после... По фотографиям "до..." мне тоже кажутся арки одной высоты, но однозначно утверждать не буду.

В комментариях к интервью со мной, опубликованному корреспондентом газеты "Красный Север" Татьяной Лентиной, Директор Белозерского областного краеведческого музея Татьяна Залогина написала буквально следующее: "Что касается штукатурки, то это особенности архитектуры Белозерска - у нас все купеческие дома облицованы штукатуркой.". Тут надо признать, что строительство каменного моста в Белозерске произошло между 1826-м и 1830-м годами (и мост фактически являлся памятником XIX века, а не XVIII века, как я ошибочно писал ранее, хотя во многих источниках мост отнесён к XVIII веку), об этом свидетельствуют опубликованные в одной из газетных статей архивные данные, с которыми можно ознакомиться на странице 70 в альбоме №1 Александра Григорьевича Лапина (известного белозерского краеведа, к сожалению, ныне почившего), который хранится в городской библиотеке. И время построек большинства каменных купеческих особняков в Белозерске примерно совпадает с временем строительства моста, но...
1) Купцы строили свои особняки за свой счёт, а на строительство моста деньги просили у Новгородского губернатора (об этом свидетельствуют те же архивные данные из лапинского альбома). Встречали ли вы когда-нибудь инвестора, который бы выделил деньги не только на строительство необходимой транспортной артерии в городе за 600 с лишним вёрст от губернского города, но и на его украшательства в виде штукатурки или побелки (а это доп.расходы)? Я лично - не встречал!
2) Не стоит сваливать в одну кучу дома купцов с мостом. Это разные по функционалу и эстетике объекты. Функционал моста понятен - соединение двух частей города. По поводу эстетики я вот, что хочу сказать... Мост этот как в путеводителях, так и в народе называют "через РОВ", "в КРЕПОСТНЫЕ ВАЛЫ" и т.д. Мне лично видится брутальный кирпичный небелённый мост более гармонирующим с валами и рвом, чем белый гламурный. Тем более, что я никогда не видел старых и старинных крепостных мостов белёными. Их клали либо из кирпича, либо из белого камня, но не парились штукатурить и белить...
А вот эти картинки Новгорода, взятые поиском по Яндексу, не о чём не говорят?
Выход из Новгородского Кремля на пешеходный мост.
«Выход из Новгородского Кремля на пешеходный мост.» на Яндекс.Фотках
или вот тут...
http://www.kalinovmost.info/index.php?p=gallerypic&img_id=148&galid=23&area=1&ascdesc=desc
А вот крепость Копорье.
http://www.nortfort.ru/koporje/foto2.html

А учитывая, что деньги на строительство выделялись из Новгорода и проект строительства, скорее всего, происходил из Новгорода, то это явно не "особенности Белозерской архитектуры", а, скорее, "особенности Новгородской архитектуры".
This page was loaded сент 23 2017, 6:35 pm GMT.