?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Глумление над памятником продолжается.... 
31-май-2012 10:02 am
я
По осени я уже писал про особенности "реставрации" памятников Белозерска, в частности, речь шла о "реставрации", а если выразиться точнее, о планомерном уничтожении Моста через ров (памятника XVIII века).

Photobucket


Зимой жители Белозерска, а заодно и относительно немногочисленные туристы и гости города могли лицезреть уже новый аккуратненький ровненький мост, сложенный из новенького красивенького гладенького кирпича.

Photobucket
Фото взято с Официального сайта Череповецкой Городской Думы.

И это ничего, что от XVIII-го, а заодно и от XIX-го и XX-го веков тут на памятнике ничего не осталось, кроме, разве что, габаритов и формы. За то чистый XXI век!!!

Но и это оказалось не концом истории!

На майские праздники я с семейством снова побывал в Белозерске. На кирпичной кладке моста мы видели очень живописно выступившие белые разводы высолов, которые явно портили вид памятника XXI века.
А сегодня я получил письмо от друга из Белозерска со свежайшими фотографиями моста...

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Конечно же, что может быть проще, как спрятать высолы под слой штукатурки! А заодно и возможность получить дополнительные вливания денег за не очень-то дешёвые работы (это я вам, как инженер-сметчик говорю)...
Я допускаю шальную мысль, что оштукатуривание моста, возможно, было связано и с попыткой придать мосту подобие вида старой постройки. Но это только моя шальная мысль, рождённая моим воспалённым разумом....

На сайте фирмы "Промпроект", которая с таким успехом провела акцию по, не побоюсь этого слова, уничтожению памятника, в разделе с пафосным названием "Наши проекты - то, чем мы гордимся:" также можно посмотреть выборочные фотографии этого процесса.
Там же на сайте "Промпроекта" в разделе с гордым названием "Наши награды" вижу два документа, подписанные известными и уважаемыми людьми города Белозерска.

Главой города Белозерска
Photobucket

И Директором Белозерского областного краеведческого музея
Photobucket

Я допускаю мысль, что не они сами являются авторами текстов этих благодарственных писем. Я допускаю мысль, что эти люди подвергались жёсткому прессингу со стороны вышестоящих инстанций. Я допускаю мысль, что не они сами являются инициаторами вручения этих "писем". Я, даже, допускаю мысль, что они могут быть и не в курсе существования этих "писем" (хотя это маловероятно). Но стоящие под этими благодарностями подписи людей, в чьём ведении находятся в том числе и вопросы сохранения памятников города, однозначно трактуются как их косвенное, но одобрение уничтожения этого уникального памятника северного фортификационного зодчества и возлагают на них определённую ответственность за случившееся с этим памятником.
Теперь одному из этих людей придётся всевозможным официальным делегациям, а другому человеку туристам и экскурсантам, которые будут прибывать в город на юбилейные торжества и после них, демонстрировать не памятник XVIII века, а банальный новодел XXI века.

Похоже, что картина Владимира Григорьева, художника из Вельска, написанная им ещё в 1999 году, через 13 лет (тфу - не счастливое число) стала пророческой...

Photobucket
Фото взято http://osadki29.ru/JobVG_10.html

Вот такая история печальной судьбы уникального памятника, которого больше нет.

P.S. В этом посте я высказал своё личное мнение и своё личное отношение к произошедшему. К моему величайшему сожалению, факт уничтожения памятника свершился и "точка возврата" пройдена. Я глубоко сожалею, что никто не подаст в суд на инициаторов и исполнителей уничтожения уникального памятника.
Comments 
5-июн-2012 03:36 am - На наш взгляд
Как строители нового моста - да.
Как реставраторы памятника - нет.
5-июн-2012 08:07 pm
Это заметно на всех их объектах.Если посмотреть на отреставривованную церковь Спаса Всемилостивого и сравнить с фотографией Прокудина-Горского 1909 года можно найти много отличий.
5-июн-2012 09:16 pm - Re: На наш взгляд
Здравствуйте Сергей! Вы очень критично "разобрались" c ремонтно-реставрационными работами, проведенными на мосту. Конечно, реставрационные работы должны выполняться материалами аналогичными или наиболее близко подходящими к составу подлинника. В этом я с Вами согласен. Но какова будет стоимость хотя бы раствора для кладки кирпича на основе извести? Вы, как инженер-сметчик, попробуйте подсчитать. И это будет далеко за выделенные 20 миллионов, хотя и это непомерно большая сумма. Да, мост практически построен заново, с заменой как ряда наружной, так и внутренней кладки. Выполнены большие работы по водозащите и укреплению оснований арок. Надеюсь, что в таком исполнении красавец-мост простоит ещё много-много лет. А что касается работ по его побелке, так мост и изначально был белым! {по крайней мере с начала XX века, о чём свидетельствуют и архивные фотографии и моя "невоспалённая" память. Я проживаю на территории городского Вала с 1956г. по настоящее время и прекрасно помню его состояние и проводимые работы. В конце 60-х мост был опасен даже для пешеходов, т.к. имелось несколько сквозных провалов арочных конструкций, а основания арок просто разваливались(отколотые части отходили от основания более чем на пол-метра). Так, что работы в начале 70-х носили скорее всего не реставрационный, а ремонтно-восстановительный характер. На сайте Одноклассники в группе "Белозерск наш родной город" есть фотоальбом Владимира Мамонова с фотографией моста того времени. Предлагаю ознакомиться. http://www.odnoklassniki.ru/group/46189775290522/album/50063354429594 Считаю, что нельзя быть столь критичным в оценке событий, о которых Вы имеете весьма смутное представление. С уважением Веденеев Г.Н. Житель г. Белозерска
8-июн-2012 06:02 am - Re: На наш взгляд
Здравствуйте, Геннадий (прошу прощения - не знаю вашего отчества)! Благодарю Вас за ваш комментарий и интерес к данной теме.
Также прошу прощения, что не сразу увидел ваш комментарий, попавший в карантинную папку, вместе с комментариями-спамами.
Отвечу вам по-порядку:

Вы написали: "Вы очень критично "разобрались" c ремонтно-реставрационными работами, проведенными на мосту. Конечно, реставрационные работы должны выполняться материалами аналогичными или наиболее близко подходящими к составу подлинника. В этом я с Вами согласен."
Отвечаю: К этому вашему высказыванию я ещё добавлю, что РЕСТАВРАЦИЯ должна обеспечить максимальное сохранение исторического (изначально применённого) материала. Благодарю Вас за поддержку моих высказываний. Но на современном мосту, как раз, это одно из основополагающих требований и принципов реставрации полностью не соблюдено. Вывод из этого напрашивается однозначный - работы, проведённые с этим объектом, нельзя называть РЕСТАВРАЦИОННЫМИ (этот термин в данном случае не применим). Проведённые работы можно называть как угодно - новым строительством, капитальным ремонтом с заменой всех конструкций, реконструкцией (допускаю), но не РЕСТАВРАЦИОННЫМИ, как это заявлено на сайте подрядной организации. Надеюсь, что в этой части наши с вами мнения совпадают.

Вы писали: "Но какова будет стоимость хотя бы раствора для кладки кирпича на основе извести? Вы, как инженер-сметчик, попробуйте подсчитать."
Отвечаю: Вот вам для примера тех.регламент на реставрацию Большого Театра в Москве. В нем прописаны составы для РЕСТАВРАЦИИ кирпичной кладки. Посмотрите на компонентный состав этих растворов: Песок, портландцемент М-400, Известь строительная, Вода. Для имитации кирпича (лепки "кирпичей" по месту) к уже написанным ингредиентам добавляют кирпичную крошку (в качестве наполнителя) и пластификатор С-3. Так вот, известь строительная стоит столько же, сколько и цемент. отличие цементного раствора то известково-цементного для реставрации только в пропорциях замеса. Так с чего бы стоимость раствора для кладки кирпича на основе извести должна быть принципиально дороже цементного раствора? И трудоёмкость кладки кирпича на цементно-известковый раствор ничем не отличается от кладки на цементный. Упаковка пластификатора С-3 25 кг стоит 1150 рублей. Его расход 20 грамм!!! на 10 кг раствора - это 0,2% массовой доли раствора. Одной упаковки за 1150 рублей хватает на 12,5 тонн готового раствора или на 4 (примерно) кубометра раствора. А если учесть, что строители моста удалили гараздо больше старого кирпича, чем этого требовалось для РЕСТАВРАЦИИ, то бюджет в 20 миллионов мне видится вполне достаточным для РЕСТАВРАЦИИ, ведь его, я так понимаю, хватило на постройку нового моста... Тут не надо быть инженером-сметчиком.

Продолжение следует...

Edited at 2012-06-08 08:31 (UTC)
8-июн-2012 07:17 am - Re: На наш взгляд
Продолжу свой ответ:

Вы писали: "Да, мост практически построен заново, с заменой как ряда наружной, так и внутренней кладки. ..."

Отвечаю: Вот, Вы сами признаёте, что старого моста практически нет. Есть новодел. Я не хочу вдаваться в обсуждение достоинств и недостатков нового моста. Новый мост хороший получился, но он НОВЫЙ, а не отреставрированный.

Вы писали: "А что касается работ по его побелке, так мост и изначально был белым! {по крайней мере с начала XX века, о чём свидетельствуют и архивные фотографии и моя "невоспалённая" память. Я проживаю на территории городского Вала с 1956г. по настоящее время и прекрасно помню его состояние и проводимые работы".

Отвечаю: Мост "изначально", как вы выразились, не был белым. Об этом свидетельствует архивная фотография 1929 года (см.комментарии выше) и воспоминание одного моего знакомого коренного Белозера 1927 года рождения тоже с невопалённой памятью. Он помнит, что до Великой Отечественной войны мост был не белённым. Значит, "изначально" он был, всё же, красным. В 1950-х годах знакомый не жил в Белозерске, а жил и работал на Шексне (в районе Ковжи) до затопления, а с середины 1960-х годов снова в Белозерске. В период 1950-х годов мост был побелён, об этом свидетельствует фото, на которое вы дали ссылку.
Photobucket
Фото взято из фотоальбома Владимира Мамонова в группе "Белозерск - наш родной город" на сайте "Одноклассники".

Давайте внимательно рассмотрим эту фотографию. На ней хорошо видно, что мост находится в разрушающемся состоянии, а также хорошо видно, что места разрушений побелены сверху. Вывод однозначный - побелка моста поздняя, а не родная изначальная. Этот вывод ещё подтверждает, что за несколько лет эта побелка практически полностью смылась. На фото 1960-х годов побелки уже практически не осталось.
Photobucket
А в то же время по ныне ещё стоят церкви и дома, которые были изначально побелены и на них родная побелка сохранилась несравнимо лучше, чем на мосту. Примером могут служить и Спас-на-горе, и Христорождественская церковь в Крохино, и Везгумская Тихвинская церковь (там люди не живут уже полвека).
Но тут надо ещё упомянуть, что следы побелки 1950-х годов ещё можно лицезреть и на моей первой фотографии в посте, снятой в 2008 году, но о сохранности этой побелки в сравнении с вышеперечисленными объектами я говорить не буду, не имеет смысла. Надеюсь, мои аргументы вас убедили, что побелка 1950-х годов была не "изначальной", а поздним вмешательством. Тем более, что до вашего поселения в Валы там в 1950-х годах была колония (тюрьма). Возможно, что мост побелили, готовясь к какой-нибудь проверке колонии, чтобы разрушающийся мост выглядел в глазах проверяющих краше (но это мои предположения).

Продолжение следует...

Edited at 2012-06-08 07:25 (UTC)
8-июн-2012 08:31 am - Re: На наш взгляд
Продолжу...

Вы написали: "В конце 60-х мост был опасен даже для пешеходов, т.к. имелось несколько сквозных провалов арочных конструкций, а основания арок просто разваливались(отколотые части отходили от основания более чем на пол-метра)."

Отвечаю: Да, на фотографии 1960-х годов видно его плачевное состояние, заметно ухудшившееся по сравнению даже с фото 1950-х годов.

Вы писали: "Так, что работы в начале 70-х носили скорее всего не реставрационный, а ремонтно-восстановительный характер."

Отвечаю: Я открою Вам страшную тайну - термин "Реставрация" и термин "восстановление" - одно и тоже. РЕСТАВРАЦИЯ - Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление). Если серьёзно, то я считаю, что работы, проведённые в 1970-х годах гараздо больше соответствовали статусу реставрационных работ, чем нынешние. Можно говорить, что работы в 70-х годах были выполнены коряво, из некачественных материалов, но нельзя забывать о тотальном дефиците всего (в том числе и строительных материалов) в стране, тогда крайне трудно было найти и купить не то, что лишний мешок цемента, лишнего гвоздя купить проблемно было. И тем не менее, после этих работ мост дожил до осени 2011 года, сохраняя свою безопасность для пешеходов и машин, также сохраняя "наслоения разных эпох" (даже следы побелки 1950-х годов), как того предписывает Венецианская хартия 1964 года в статье 11.

Я надеюсь, что новый мост простоит ещё много-много лет, чтобы снова стать памятником истории, культуры, архитектуры.

Я надеюсь, что смог, хоть малость, прояснить своё "весьма смутное" и ваше представление о событиях, к которым я отношусь столь критически.

С уважением,
Сергей.
8-июн-2012 01:04 pm - Re: На наш взгляд
Сергей, высказывая собственное мнение, основанное только на Ваших субъективных выводах, а не на сборе информации от ВСЕХ заинтересованных сторон Вы поступаете неправильно (на мой субъективный взгляд). Объясню почему.
Во первых люди не занимавшиеся этим вопросам, а узнавшие о нём из Вашего "Бортового журнала" делают для себя выводы основанные только на единственной и не факт, что правильной точке зрения. От такой постановки вопроса страдает объективность восприятия ситуации, а при теперешнем настрое который царит в стране, вызвать у людей недовольство властными структурами, можно и по менее веским поводам и БОЛЬШИНСТВО начнут кричать - "Долой, всё украли, всё разрушили". Но жизнь всё таки многогранна и если Вы выносите на суд общественности какой либо вопрос, то и освещайте его полно, давая высказаться и другой стороне (на просторах интернета не отследить все ресурсы, а поливать грязью за глаза - это мелко и некрасиво).
Извиняюсь за долгое вступление, а теперь по сути. Вы уже отметили, что в конце 60-х годов, мост был в ужасающем состоянии, даже пешеходным его назвать можно было с большой натяжкой, а результатом ремонтно-востановительных работ в 70-х годах должен был стать мост, обеспечивающий возможность проезда большегрузного транспорта внутрь вала, для обеспечения возможности подвоза угля к котельной, отапливающей и по сей день все учреждения расположенные в валу. Представляете, что это была за работа? Совсем не замена как Вы пишете 30% облицовочной кладки! Задача была выполнена и город получил мост в котором часть старой кладки на известковом растворе, оказалась замурованной новой кладкой на цементном растворе, что со временем привело к накоплению влаги внутри конструкций моста (в отличии от известкового раствора, цементный не дает конструкциям "дышать"), а как строитель Вы должны понимать, что при нашем климате станет с кладкой в которой скапливается влага (под действием низких температур, она разрушится).
Именно такую картину и лицезрели строители, когда вскрыли цементную кладку облицовки моста. Я не реставратор и не могу тягаться с Вами в красивых определениях и терминах, но настаиваю, что кричать "держите варваров" в данном случае не уместно (мост как памятник древности был "приговорён" за долго до 2011 года). Об этом можно только сожалеть, но в Советское время со всей его заботой о людях, забота об исторических памятниках была не на высоте.
О цвете моста, пока не готов спорить с Вами предметно, но думаю, что в течении следующей недели осилю и этот вопрос. На мой взгляд БЕЛЫЙ мост гораздо лучше гармонирует с внутренним архитектурным ансамблем вала чем красная кирпичная кладка (характерная для казённых зданий 19 века). Ссылка на фото 1929 года, на мой взгляд не корректна, у Советской власти того периода были более важные дела, чем побелка моста ведущего к храму... Это моё субъективное мнение. Факты постараюсь поискать, о результатах независимо от того прав был или не прав напишу.

И ещё, очень бы хотелось ещё раз "услышать" девушку из области работающую в организации по защите памятников, на сколько мне известно все работы как раз областью и проводились, а информация из первых рук - это как раз то, что и требуется. А не эмоции которые у Всех давно зашкаливают.

Лень Дмитрий Николевич, житель Белозерска.
8-июн-2012 04:01 pm - Re: На наш взгляд
Anonymous
Да, действительно. Когда реставраторы вскрыли цементный раствор, старые кирпичи, напитанные влагой, крошились как песок. Мост чудом достоял до реставрации. Последствия реставрации 70-х ужасающие. Но эта правда здесь кому-нибудь нужна? На мосту работали и белозерские ребята, они могут подтвердить. Не сомневаясь, подпишу и вторую грамоту ООО "Промпроект".
С уважением, Татьяна Залогина
11-июн-2012 05:45 pm - Re: На наш взгляд
Дмитрий,это ты поливаешь Сергея грязью.Он высказывает свое мнение основаное на обьективных выводах после сбора информации которая доступна,на сбор которой он потратил около 20лет(а ты собираешся её осилить за неделю).
Дмитрий ты скоро подведешь Сергея под статью 282 УК.(разжигание национальной розни)по причине,что новый мост строили гастербайтеры.Так как ты его уже обвинил в вызывании у людей недовольства властью и т.д. Дмитрий не тебе судить о ремонтно-востановительных работах 70х годов,ты в Белозерске живешь около 10 лет.Худо-бедно,но мост после ремонта при огромных нагрузках простоял 30 лет. А простоит ли новый столько? Дмитрий ты наверное большой эстет, раз решаеш,какой цвет моста лучше гармонирует с внутреним архитектурным ансамблем вала.А почему бы это не обсудить и не спросить жителей города каким они видят мост на официальном сайте районой адмистрации,где если не ошибаюсь ты работаешь системным администратором.
Дмитрий,в своих постах ты высказавешь свое мнение или мнение руководства?
P.S.Зачем обвинять человека во всех смертных грехах только за то,что он не равнодушен к судьбе нашего БЕЛОЗЕРСКА?
Побольше бы таких не равнодушных!!!!!
11-июн-2012 08:08 pm - Re: На наш взгляд
Работаю в городской администрации и не скрываю этого (не прячусь за красивыми никами), хотя работаю там с января 2012 и даже не муниципальным служащим. Высказываю личное мнение, хотя в высказывании его вы почемуто мне отказываете. Сергей публикуя своё "исследование" не представил возможности высказаться опонентам хотя это было не так уж и сложно, насколько мне известно Глава города у нас не прячется от общения и прочитав предыдущий пост Сергея можно понять, что Сергей с ним встречался. Вы (насколько я понял, в дуэте с Сергеем) не приводите мнения строителей хотя тщательно фиксировали все этапы ремонта моста (неужели было так сложно подойти и переговорить непосредственно с исполнителями). Гораздо проще написать, что все не так как надо... Если бы мост не требовал ремонта, деньги потратили бы на другие объекты, в городе их хватает. В предыдущем посте Сергей очень жестко критикует объездную дорогу в вал, так Вы бы как КОРЕННОЙ Белозёр, а не как варяг проживший в городе 8 лет (далеко не 10) рассказали бы Сергею, для чего нужна эта дорога или для Вас секрет, что внутри вала находятся: детский сад, педагогический колледж, отделение пенсионного фонда, филиалы Белозерских музеев и котельная которая все эти объекты отапливает. Может Сергей бы тогда предложил лучший вариант решения данной проблемы, чем объездная дорога, а то ему издалека НАШИ проблеммы не видны, вернее на них популярности не заработаешь, а на критике сделанного вот это то самое.
Вы говорите, что Сергей очень тщательно готовил материал, но в посте негде не отмечено, что при работах на мосте использовали материалы максимально приближенные к материалам из которых был сделан мост, что кладка производилась на известковый раствор как было изначально, обо всем этом Сергей не пишет, зато человеку ему возразившему доказывает, что известковый раствор не дороже обычного цементного, так если он в курсе всего он бы и написал, что да строители использовали известковый раствор, но ведь гораздо "выгоднее" не упоминать об этом. Я не утверждаю, что моя точка зрения единственно правильная, я просто против того, что бы материалы подобного рода выносились на суд общественности (многие из читателей просто не имеют возможности составить собственное мнение о происходящем и принимают всё на веру) однобоко. Заметка перепечатана рядом интернет изданий и при определенном виде запроса попадает на первую страницу поиска в интернет поисковиках. Насчет побелки моста в городе очень много людей которые помнят его белым и считают, что так он выглядит гораздо более красиво.... Я уже писал, что на данный момент не знаю был ли мост побелен изначально, но и Сергей "посвятивший изучению проблеммы 20 лет" кроме фото 1929 года тоже не может представить убедительных доказательств, что мост был красным (хотя по фото не возможно сказать то ли это кирпич темный, то ли просто игра света, так как это часть моста находиться в тени, зато на фото 1903 года тон моста практически совпадает с тоном снега)...
Я ничего не имею против личного мнения Сергея, но если он выносит его на суд общественности, то он (НА МОЙ ВЗГЛЯД)должен представлять и другие точки зрения, а так это всё смахивает на обыкновенное - "Я всех в грязь закатал, а если кто из заинтересованных и увидит, пусть попробует против сказать кто ему поверит (ведь можно в крайняк и на личности перейти, вспомнить где работает и сколько живёт).
Ну вот вроде как ответил на Ваш АНОНИМНЫЙ (некрасиво это, ведь наверняка мы знакомы лично) пост, ну да Вам КОРЕННОМУ виднее не мне ВАРЯГУ Вас учить, хотя история и обратные ситуации знает )))
13-июн-2012 06:24 am - Re: На наш взгляд
Здравствуйте, Дмитрий Николаевич.
По поводу вашего "вступления" скажу так:
Свои собственные субъективные мнения и выводы я строю на анализе той информации, которую смог найти в открытых источниках, на которые я даю ссылки и цитаты из коих я привожу в своих постах. Свои посты я пишу в своём личном дневнике, но не прячу его от общественности. Я оставляю за собой данное мне конституцией страны право на имение собственных мыслей и собственных выводов, которые вполне могут не совпадать с мнениями других людей. Свои выводы я всегда стараюсь подкреплять аргументами, всегда давая возможность любому желающему эти мои аргументы и выводы доказательно оспорить. Вы же меня уже дважды абсолютно безосновательно пытаетесь обвинить в непредоставление возможности высказываться "другой стороне". Я не удаляю комментарии к своим постам в своём ЖЖ, если они не носят откровенно спамный характер. Про полив кого-то грязью с моей стороны, я попрошу Вас указать конкретные места и выражения, в коих я мог нанести кому-то тяжелейшую моральную травму, в противном случае, считаю ваши слова голословными.

Теперь перейду к сути.
Да, я в комментарии Геннадию Веденееву написал: "..., на фотографии 1960-х годов видно его ПЛАЧЕВНОЕ состояние,...", написав это в предыдущем комментарии я имел ввиду, что по двум фотографиям 1950-х и 1960-х годов видно, что мост имел ряд утрат, которых со временем (примерно за 10 лет, что прошли между съемками этих двух фотографий) прибавилось. Заметьте, я не написал, как вы трансформируете мои слова, "УЖАСАЮЩЕЕ". Лично для меня есть разница в значениях слов "плачевное" и "ужасающее". Заметьте также, что я ничего не написал о том, представлял ли мост в конце 1960-х - начале 1970-х годов опасность для автотранспорта и пешеходов и можно ли было называть его пешеходным с натяжкой или нет. ОБЪЕКТИВНУЮ оценку несущей способности конструкций моста, степень его опасности для автотранспорта и пешеходов могла дать только строительная экспертиза конструкций. Сведений, что такая экспертиза в конце 1960-х - начале 1970-х годов проводилась, мне разыскать не удалось. ПРЕДПОЛАГАЮ, что такой экспертизы не проводили (это моя субъективная мысль). Поэтому, все мнения о том, что представлял ли мост опасность или не представлял, а также о степени опасности считаю субъективными. Само по себе понятие "ОПАСНОСТИ" является субъективным.
Может быть, у Вас, Дмитрий Николаевич, имеются сведения об экспертизе строительных конструкций в те годы? Поделитесь, пожалуйста с общественностью информацией для объективности оценки технического состояния моста, выдвинутой вами.

т.к. комментарии в ЖЖ ограничены определённым пределом в количестве знаков, то продолжу ответ в следующем комментаории.

Продолжение следует...
13-июн-2012 07:46 am - Re: На наш взгляд
Продолжение...

С термином "ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ" ( ="РЕСТАВРАЦИОННЫЕ") я разбирался ранее, вы прочитали тот мой комментарий, но продолжили его применять. Воля ваша.
И так. Вы подтвердили, что работы, проведённые в 1970-х годах являются РЕСТАВРАЦИОННЫМИ. Или я не правильно пытаюсь толковать ваши слова?
На официальном сайте Белозерского областного краеведческого музея читаем следующее: "В 1972 г. на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры мост был отреставрирован добровольным студенческим отрядом Московского инженерно-физического института." (цитата взята вот тут http://www.belozermus.ru/krepostmost.html из каталога памятников архитектуры города Белозерска). Начинаем вдумываться в написанное. Получается следующая картина: По вашей субъективной версии, мост к 1972 году был в "ужасном" состоянии и представлял из себя опасность для авто и пешеходов. Логично обозначить это состояние - аварийным. Но этот мост был единственным связующим путепроводом для жизнеобеспечения ряда государственных и муниципальных учреждений, и без этого жизнеобеспечения, в том числе и топливом, эти государственные и муниципальные организации совершенно не могли существовать. И тут ситуация разворачивается следующим образом... Общественная организация ВООПИК (не городские власти, не районные, не областные, не федеральные, а именно общественная организация, существовавшая на добровольные пожертвования и взносы своих членов) находит таки средства на реставрацию моста, а выполнить эти работы (полагаю, по причине крайне малого количества изысканных ВООПИКом средств) приглашают не профессиональных реставраторов из ремонтно-реставрационных управлений, кои в те годы были, не профессионалов из строительно-монтажных управлений, а СТУДЕНТОВ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ, причём, не из профильного инженерно-строительного вуза (которые по специфике будущей профессии должны были иметь определённые базовые знания для производства таких работ), а инженеров-физиков...
Об объёмах и глубине тех работ я сужу по фотографиям моста до начала последней "реставрации" (где достаточно хорошо читаются места кладки 1972 года и более ранней) и по фотографиям "Промпроекта", где есть фрагменты уже снятой верхней облицовки, под которой видны родные кирпичи и известковый родной раствор. Из чего я делаю вполне определённый для себя (заметьте, "для себя делаю вывод") делаю вывод, что студенты-добровольцы сильно в глубь конструкций моста не влезали и их не меняли, ограничившись заделкой утраченных фрагментов в основном в облицовке северной и южной боковин моста, обрамлением арочных сводов, основания опор моста.
В качестве сказанного привожу четыре фотографии с сайта "Промпроекта", где видны места вмешательства реставраторов 1972 года и глубина этого вмешательства.
Photobucket

Photobucket

Photobucket
Кирпич 1972 года более оранжевый, по сравнению с кирпичами более старых кладок.
А эта фотография хорошо иллюстрирует глубину проникновения реставраторов 1972 года.
Photobucket
Кстати, эта фотография раскрывает нам информацию, что опоры моста делались на валунном основании. К этому факту мы ещё вернёмся.

Продолжение следует...

Edited at 2012-06-13 07:50 (UTC)
13-июн-2012 11:11 am - Re: На наш взгляд
Продолжу...

И так, пришло время подвести промежуточный итог моего ответа.
В результате реставрации (хотя, учитывая квалификацию исполнителей тех работ, применение цементного раствора в кладке, я считаю, что те работы правильно называть РЕМОНТНЫМИ) 1972 года город получил мост, по которому почти 4 десятилетия государственные и муниципальные учреждения, а также жители домов, расположенных в черте Вала, осуществлялось поддержание их жизнеобеспечения, в том числе и топливом.
О механизме "дыхания" кирпичных строительных конструкций, на мой субъективный взгляд, очень толково написано Р.С. Ханукаевым, (канд. техн. наук, инженер, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). Вот, что он написал про кирпичную кладку: "Кирпичная кладка и штукатурный раствор – материалы пористые, содержащие как замкнутые, так и незамкнутые, сообщающиеся между собой поры. Они заполнены воздухом, в котором всегда содержатся пары воды. Такое увлажнение называется конденсационным."-, а также про капельно-жидкое увлажнение в результате подсоса грунтовых вод:"Кроме того, различают капельно-жидкое увлажнение. Оно имеет место при дожде и сильном боковом ветре, повреждении водосточных труб и окрытий сливов, капиллярном подсосе грунтовых вод вследствие отсутствия гидроизоляции между фундаментом и стенами, при протечках и т.п.".
Вы написали, что "город получил мост в котором ЧАСТЬ старой кладки на известковом растворе, оказалась замурованной новой кладкой на цементном растворе, что со временем привело к накоплению влаги внутри конструкций моста...". "Часть" - это понятие растяжимое. Как в количественном или процентном соотношении Вы, Дмитрий Николаевич, оцениваете замуровыванность старой кладки. Ваше применение термина "часть" говорит мне о том, что не все полностью конструкции моста были замурованы цементным раствором и, соответственно, сохраняли некоторую способность "дышать", благодаря своей пористости, о которой написал Р.С.Ханукаев.
Рассматривая вдумчиво фотографии с сайта "Промпроекта", не трудно увидеть, что основные места с разрушениями кирпичной кладки в большинстве своём - это места, где кладка менялась в 1972 году.
На мой субъективный взгляд, места скопления влаги в конструкциях моста были в основаниях опор моста, где идёт основной подсос от близких грунтовых вод (дно рва является низким по уровню местом, и при строительстве Волго-Балта, как мы помним, уровень воды в озере был поднят).
Вот пара фотографий с сайта "Промпроекта" показывают эти проблемные места.
Photobucket

Photobucket

Как видно по высоте готовящегося арматурного каркаса (глубина траншеи, судя по фотографиям, примерно по колено человеку - около 40-50 см) и оставленных без разрушения фрагментов изначальной кладки опор, область разрушения кирпича составляет около 30 см по высоте конструкции и примерно столько же в глубину конструкции (моё визуальное наблюдение по фотографиям).


Продолжение ответа следует...
13-июн-2012 11:33 am - Re: На наш взгляд
Продолжу...

А вот на этих фотографиях, тоже с сайта "Промпроекта" мы воочую видим повторение того, в чём Вы, Дмитрий Николаевич, обвинили реставраторов моста 1972 года.
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket
Обратите внимание на цвет раствора. Он серый, имеет ярко выраженные признаки содержания в нём цемента, а не белый известковый.
В качестве примера приведу рекомендуемый состав для реставрации кирпичной кладки Большого театра в Москве: "Порядок проведения работ при вычинке.
Кирпичи, имеющие дефекты глубиной более чем 3 см и прочность при сжатии ниже 3,5 МПа подлежат вычинке.
Дефектные кирпичи необходимо удалить, образовавшиеся «гнезда» очистить, хорошо смочить и вставить необходимого размера кирпичи на раствор. Работы вести с применением системы перевязки, принятой в сохраняемых участках стен.
3.3.2. Вычинка дефектных участков кирпичной кладки.
Кирпичи, имеющие дефекты глубиной более 3 см и прочность при сжатии ниже 3,5 МПа подлежат вычинке.
Для вычинки кирпичной кладки рекомендуется использовать известково-цементный раствор следующего состава:
Известь (тесто) -2 об.ч. Портландцемент серый М-400 -0,5 об.ч. Песок -5 об.ч. Раствор затворяется водой. Известь должна быть 1-го сорта, соответствующая требованиям ГОСТ 9179-77. Песок кварцевый фракции 0,5-2,0 мм, соответствующий требованиям ГОСТ 8736-85. Портландцемент серый М-400, соответствующий требованиям ГОСТ 10178-85. Вода затворения ГОСТ 23732-79. Для восполнения утрат кирпича применять морозостойкий кирпич качественного обжига, соответствующий ГОСТ 530-80, не ниже М 100.". Подобный описанному состав раствора (в таких же пропорциях)применялся при реставрационных работах кирпичной кладки храма Успения в Путинках в Москве, где мы работали с РеставросЪом в начале 1990-х годов. Цвет готового раствора (жидкого), который в том числе и я замешивал, был близок к бежевому цвету, цвет высохшего раствора был светлее цвета топлёного молока и никак не серого, как тот, что мы видим на фотографиях "Промпроекта".

В своём комментарии от 8 июня Вы настойчиво утверждаете, что "не отмечено, что при работах на мосте использовали материалы максимально приближенные к материалам из которых был сделан мост, что кладка производилась на известковый раствор как было изначально, обо всем этом Сергей не пишет, зато человеку ему возразившему доказывает, что известковый раствор не дороже обычного цементного, так если он в курсе всего он бы и написал, что да строители использовали известковый раствор,...".
Вот это, по-вашему, Дмитрий Николаевич, тоже известковый раствор.
Photobucket

И вот это тоже, наверное, известковый раствор?
Photobucket
Фото взяты с сайта ООО"Промпроект".

Продолжение ответа следует...
11-июн-2012 08:51 am - ШТУКАТУРКА
Сергей видимо "мода" сейчас такая - печи и камины "под расшивку" здания и храмы под "белокаменную" штукатурку. Так и до КРЕМЛЁВСКОЙ СТЕНЫ доберутся (она же кирпичная).
This page was loaded дек 18 2017, 2:54 pm GMT.