?

Log in

Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Дорога по XV веку. 
17-июл-2012 12:07 pm
я
Как известно, в Белозерске пока еще 7 объектов, включенных в государственный реестр памятников истории и культуры. С 2002 года в федеральном законодательстве (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") термин «Памятник» заменён понятием «Объект культурного наследия» (ОКН). Этот закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и КОНСТИТУЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТИ КАЖДОГО ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, БЕРЕЧЬ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, ЗАЩИТУ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. О судьбе одного из ОКН федерального значения в Белозерске (Мост в Вал) я уже ранее писал ТУТ и ТУТ. В этом посте я хочу рассказать о том, что сейчас происходит с другим памятником федерального значения, памятником истории, культуры, археологии, неразрывно связанным с Мостом – Городской Вал ХV века.

Photobucket
Фото 23 сентября 2011 г.



Вспомним немного истории. Через 130 лет после переноса города от истока Шексны на современное место, в 1487 году, как написал в своей книге «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей» Константин Козлов, Белозерский вал принял тот вид, размеры и конструкцию которые сохранились до наших дней. «…при первом государе всея Руси Иване III, прозванном строителем земли Русской (вспомним, что именно при нём впервые были приглашены архитекторы-итальянцы, под руководством и под влиянием которых было построено небывалое доселе количество каменных храмов, в том числе в Москве), белозерский кремль подвергся коренной перестройке. Была увеличена протяжённость валов и общая площадь детинца. Граница старого крома проходила чуть восточнее апсид нынешнего Преображенского собора (следы границ старого крома были обнаружены в ходе археологических раскопок в начале 1990-х годов – Прим. моё). Ров был углублён и расширен. Вынутый грунт употребили для подсыпки существовавших валов и устройства перед ними второй площадки боя – шире, чем на основном валу. Площадка эта, хоть и сильно оплывшая, хорошо видна с восточной стороны крома. При внимательном осмотре площадки можно «прочесть» след частокола, ограждавшего её. По кромке же вала шли мощные деревянные стены, образованные «клетями» - срубами, заполненными камнем. Такие же клети (но пустые) составляют основу вала…». По версии из книги Константина Козлова, пустотелые клети образовывали круговой подземный ход, возможно с потайными выходами за территорию крома. Константин Козлов также выдвинул версию, что западный разрыв вала – поздних времён, а въездные ворота были только одни – с восточной стороны. «Причём въезд был устроен хитро – древний мост был севернее нынешнего, и, перейдя ров, надо было ехать вдоль вала до воротной башни. Въезд в неё соответственно был не с фронта – «с приступа», со стороны рва, а сбоку, с севера, и уже в башне изгибался под прямым углом. Севернее современного моста хорошо виден пологий въезд вдоль вала. Въезд этот узкий, так что штурмовать ворота одновременно большими силами было нельзя, и штурмующие при этом находились под убийственным огнём с вала.». На сколько эти версии весомые я судить не возьмусь, знаю, что Константин, работая над книгой, много лет собирал информацию из разных источников, общался с археологами, архитекторами, историками и краеведами, по крупицам собирал информацию в архивах. Наиболее распространённая версия, что воротных башен было две – с западной и с восточной стороны. А выдвинутые Константином версии несомненно требуют дальнейшего углубленного изучения. В конце XVIII века деревянные стены и башни за ветхостью были разобраны, а вал дожил до наших дней, хоть и несколько оплывший, но всё ещё в очень хорошей степени сохранности. Этот вал является свидетелем истории более полутысячи лет. Этот вал видел Ивана IV Грозного, Петра 1 и других людей, вошедших в историю нашей страны.
Эти валы окутаны легендами. Есть некоторые сведения, что в белозерской крепости в лихие годы Иван III укрывал свою жену – византийскую царевну Софью Палеолог с сыном. Вполне вероятно, вместе с царствующими особами в укрытии находилась неприкосновенная часть царской казны, а возможно и легендарная Либерия, также известная как Библиотека Ивана Грозного, бывшая приданным Софьи Палеолог. Есть сведения, что в 1601-1602 годах в Белозерске был в пятилетнем возрасте Михаил Федорович Романов – будущий первый царь из рода Романовых. С Михаилом была его восьмилетняя сестра Татьяна, князь Борис Черкасский и другие представители боярский родов. Существуют и разные версии и легенды о происхождении пяти озёр-прудов, которые находятся на территории Белозерского кремля.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом №73-ФЗ (Статья 7 пункт 1), в том числе ГАРАНТИРУЕТСЯ СОХРАННОСТЬ БЕЛОЗЕРСКОГО ВАЛА, т.к. Вал является реестровым ОКН федерального значения.

Photobucket
Фото 23 сентября 2011 г.

Что мы видим сейчас? С осени 2011 года и по ныне, внутри территории в Валу усиленными темпами ведутся строительные работы к юбилею города. Естественно, что для производства работ необходимо обеспечивать подвоз материалов, вывоз мусора и т.д. До 1-го августа 2011 года всё транспортное сообщение с территорией в Валу осуществлялось по включённому, также как и Вал, в реестр Объектов культурного наследия федерального значения Мосту, о котором я писал ранее. По этому мосту вплоть до 1-го августа 2011 года (до момента закрытия моста на последнюю «реставрацию») проезжали грузовики с углём для котельной, машины с продуктами для детского сада и педагогического колледжа и другие грузовые и легковые машины. До «реставрации» Моста он аварийным не был, экспертиз конструкций моста на предмет аварийности, скорее всего, не проводилось. Если бы экспертизы такие проводились, то в ответе на вопрос, заданный на официальном сайте администрации города Белозерск (вопрос №253 от 2.06.2012 г.) Петром Николаевичем Яковчуком, о мнении главы города о моей публикации в моём ЖЖ о мосте, А.Л.Шоленинов, заявляя о том, что администрация города контролирует ход реставраций ОКН в городе, сослался бы на акты экспертиз о состоянии данного объекта, но кроме пространных слов о том, что осенью по конструкциям моста стекала вода, больше ничего конкретного нет. Сейчас мост, выстроенный практически заново, оказался не способным пропускать технику более 3,5 тонн. Эту «грузоподъёмность» моста в своём ответе на вопрос №171 от 9.11.2011, заданный на городском сайте учителем истории школы №1 г.Белозерска Исаковым Александром Петровичем, А.Л.Шоленинов подтвердил в следующих словах: «…,а мост через ров( даже после реставрации) может пропустить только технику полной массой не более 3,5 тонн (по проекту), ... Испытывать мост - авось выдержит , это не наш случай.». Таким образом, территория внутри валов благодаря такой «реставрации» оказалась отрезанная в транспортном отношении от остальной части города. Естественно, что пришлось искать пути выхода из ситуации… И городские власти ничего другого не придумали, как пустить транспорт в объезд моста по нижнему ярусу Вала. Но с таким мостом ничего другого и не придумать... Техника там начала ездить ещё с осени 2011 года, раскатав колеи.

Photobucket
Фото 23 сентября 2011 г.

Администрации района и города утверждают, что устройство проездной дороги в Вал согласовано с департаментом культуры Вологодской области. Об этом согласовании А.Л.Шоленинов, отвечая А.П.Исакову (ответ на вопрос №171 от 9.11.2012), написал: «Устройство дороги (согласовано с департаментом "культуры") по среднему валу…». Маленькое лирическое отступление – любопытно мне, почему в обозначении департамента слово «культуры» взято в кавычки?

Интересно, делался ли и проходил ли всю цепочку согласований и разрешений проект устройства этой «дороги»? Комментарий к
моему интервью корреспонденту газеты «Красный Север» Татьяне Лентиной о Мосте, опубликованному 13 июля 2012 г.
от Всеволода Чубенко (начальника департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области), где он сказал следующее: (начало цитаты) «… И не стоит забывать, что этот мост - ЕДИНСТВЕННАЯ АРТЕРИЯ, связывающая часть Белозерска с кремлем, по нему ЕЖЕДНЕВНО ХОДЯТ ТУРИСТЫ, ЕЗДИТ ТРАНСПОРТ. Делать еще один мост в другом месте и законсервировать этот, как предлагали некоторые общественники, тоже нереально.» (конец цитаты) - говорит о том, что автор этого комментария, похоже, не знает об устройстве объездной дороги по другому памятнику, а ведь на согласовании устройства дороги по валу и согласовании нагрузок на эту дорогу должна, как я понимаю, стоять его подпись…

Photobucket
Фото взято с сайта ООО «Промпроект» осень 2011 года

Статья 36 «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ» закона №73-ФЗ предписывает следующее:
«Пункт 1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ и ПРОВЕДЕНИЕ землеустроительных, ЗЕМЛЯНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, мелиоративных, хозяйственных и иных работ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБ ОТСУТСТВИИ НА ТЕРРИТОРИИ, подлежащей хозяйственному освоению, ОБЪЕКТОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, и при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.».
Пункт 3 этой же Статьи 73-го закона гласит: «В СЛУЧАЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ, подлежащей хозяйственному освоению, ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ВКЛЮЧЕННЫХ В РЕЕСТР, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные РАБОТЫ на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, ПРОВОДЯТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ В ПРОЕКТАХ проведения таких работ РАЗДЕЛОВ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ДАННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.».

Интересно, где можно ознакомиться (если, конечно, такие документы существуют) с проектом устройства этой дороги с разделом об обеспечении сохранности ОКН (Вала), с разделом проекта, с согласованием устройства и нагрузок дороги по Валу? Также, хочется узнать какой конкретно режим эксплуатации и какие именно нагрузки на данную дорогу были согласованы, ведь, по данным наблюдателей за ходом работ из числа жителей и уроженцев города, интенсивность движения большегрузного транспорта по Валу составляет в среднем 16-20 машин в час. А ведь для насыпи XV века, рассчитанную при строительстве разве что на максимальную массу гужевой повозки с лошадьми, такой трафик большегрузных машин массой более 10 тонн (а гружёные - значительно больше 10 тонн) это явно запредельная нагрузка на грунт без предварительных мероприятий по укреплению склонов.

Photobucket
Фото предоставлено Инициативной группой г.Белозерск. 2012 г.

Photobucket
Фото предоставлено Инициативной группой г.Белозерск, 2012 г.

Существует такой документ, как «Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов» (Правила). Правила эти распространяются на сооружения инженерной защиты и на территории, подверженные опасным геологическим процессам, и обязательны для всех организаций, учреждений и лиц, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий и сооружений в зонах инженерной защиты территорий населенных пунктов. К территориям, подверженным опасным геологическим процессам, относятся: ОПОЛЗНЕВЫЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПОЛЗНЕВЫЕ и обвалоопасные СКЛОНЫ, ПОДТОПЛЕННЫЕ, затапливаемые и затопляемые ТЕРРИТОРИИ. Я специально выделил эти слова, т.к. они вполне соответствуют территории Вала и рва, т.к. подъём уровня воды в Белом озере при строительстве Волго-Балтийского канала привело к подтоплению и затоплению ряда территорий Белозерского района, прилегающих к Белому озеру и подъёму уровня грунтовых вод.

Свод правил инженерно-геологических изысканий для строительства СП 11-105-97 Часть II «Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов», введенные 01.01.2001 года УДК624.131 (Свод правил), даёт определение оползням, осползнеопасным и потенциально оползнеопасным склонам. «Под оползнями понимается движение (скольжение, вязкопластическое течение) масс пород на склоне, происходящее без потери контакта между смещающейся массой и подстилающем неподвижным массивом. Следует выделять оползни современные и древние (открытые, погребенные).» К оползнеопасным склонам Свод правил относит склоны, на которых происходят или происходили ранее оползневые процессы, а к потенциально оползнеопасным – склоны, на которых возможно возникновение оползневых процессов при прогнозируемых воздействиях природных и (или) техногенных факторов. Думаю, что «оплывание» Вала в течение минувших столетий является тем самым «древним погребенным» оползнем, а эксплуатация Вала в качестве проезжей дороги – тем самым воздействием техногенных факторов.

До начала строительных работ и эксплуатации (начавшейся ещё осенью 2011 года) Вала в качестве дороги для большегрузной техники, помимо проекта в части мероприятий по сохранению памятника, предписываемые Федеральным законом № 73-ФЗ, проект этой дороги должен иметь раздел инженерно-геологических изысканий с противооползневыми мероприятиями, которые должны быть выполнены ДО НАЧАЛА строительных работ по устройству дороги, и тем более ДО НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ этой дороги, а также наличие действующего водоотвода, что предписано вышеупомянутыми Сводом и Правилами. Но исправно работающего водоотвода от Вала, как известно, во всяком случае, до начала июня текущего года не было. Этот факт подтверждает ответ главы города на вопрос Осиповой Галины Васильевны № 254 от 4 июня 2012 года на сайте города, в котором она писала: «целый квартал Володарского – Орлова – Коммунистическая – Урицкого затопляет весной и в дожди,"благодаря" канаве, по которой спускается вода со рва с северной стороны вала. Вода не убирается в канавку и разливается по всем огородам, все заливая…. 2 года назад я уже обращалась к вам - обещали углубить канаву, но воз и ныне там. Примите срочно меры, ведь это городская канава, а нас снова залило…». Ответ на этот вопрос-требование главы города: «…Отвод воды БУДЕМ ПРОВОДИТЬ ПОСЛЕ запуска ливневой канализации по набережной.».

Геологических исследований оползеопасного склона, равно как и мониторинга его состояния с помощью контрольных реперов и маяков не проводилось и не проводится… Перед началом эксплуатации Вала в качестве проезжей дороги работы по укреплению склонов Вала не делалось. При этом, бульдозером были срезаны слои грунта «Среднего Вала», для укладки дорожных плит и расширения проезжей части, подсечён склон «Верхнего Вала», о чем написал в своём вопросе главе города Исаков Александр Петрович. Все эти действия в купе нарушили целостность данного ОКН и создают угрозу, как минимум, порчи, а, как максимум, разрушения данного памятника. Совершение подобных действий при производстве строительных работ и ведущих к угрозе сохранения памятника пункт 2 статьи 35 Федерального закона № 73-ФЗ ЗАПРЕЩАЕТ.

Попытки главы города оправдать современную ситуацию с проездом большегрузной техники по Валу-памятнику аргументом, что при проведении реставрации моста в 1974 (по данным сайта Белозерского областного краеведческого музея – в 1972) году техника тоже ездила этим же маршрутом, являются, мягко говоря, некомпетентными и некорректными, т.к. даже если реставрация моста проводилась не в 1972, а в 1974 году, то все равно, эти работы проводились в теплое время года, к началу зимы, на сколько мне известно, были завершены, мост уже осуществлял пропуск транспорта, а статус памятника Вал получил только в декабре 1974 года, точнее 4 декабря 1974 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 624. Так как получение Валом статуса памятника по времени произошло позже, чем проводилась реставрация и движение транспорта по Валу, следовательно нарушения законодательства об охране памятников до декабря 1974 года, в отличие от нынешней ситуации, не было.

В какой степени тогда проезд техники влиял на сохранность Вала - я сейчас не рассматриваю по причине отсутствия у Вала на тот момент юридически закрепленного статуса Памятника и считаю эту тему предметом отдельного обсуждения, не имеющего прямого отношения к теме этого поста. Вала почти четыре десятилетия не касалась лопата строителей.

Сейчас участники Международного форума неправительственных организаций
"Защита объектов всемирного наследия" - представители Инициативной группы г. Белозерска, ведущие наблюдение за ходом событий на ОКН города, отмечают, что нижний ярус «Рубленой сыпи» (одно из бытующих в народе названий Белозерского Вала – Прим. Моё) сильно просел на отрезке, где по нему проложена дорога. А эта просадка уже говорит о начале процесса разрушения памятника, что попадает под действие 61-й статьи ранее неоднократно упоминавшегося федерального закона о памятниках, а также, согласно пункта 3.15 «Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов», должна классифицироваться, как АВАРИЯ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА.

И так, что же мы имеем на сегодняшний день в ситуации с двумя памятниками археологии, истории и культуры федерального значения в одном из самых древних городов России?
А имеем мы следующее:
1) Мост через ров в результате проведенных строительных работ, которые существенно расходятся в видах и объемах работ с техническим заданием к конкурсной документации, не соответствующих статусу Реставрационных, был лишен всех признаков Объекта Культурного Наследия (Памятника), установленных Статьей 3 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 г., а по 23-ей статье этого же закона Мост попал под угрозу исключения из Реестра Объектов культурного наследия. Новый Мост запроектирован и построен был так, что теперь не в состоянии выдержать проезд по нему даже груженной ГАЗели, что привело к вынужденному затрагиванию другого Памятника.
2) Выполненные работы по вынужденному устройство дороги постоянного действия по Валу, являющемуся тоже реестровым памятником федерального значения, проведены с нарушениями действующего законодательства и действующих нормативов. Это привело к появлениям признаков порчи данного памятника и началу процесса его разрушения.
Итог: Один памятник федерального значения полностью уничтожен, как памятник, и, как автомобильный мост, другой памятник федерального значения подвергается порчи и разрушению.
Что это как не вандализм?

Неужели факт выделения городу на подготовительные мероприятия к юбилею 2,53 миллиарда рублей, согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1992-р, как изволил выразиться глава города: «… впервые в истории Российского государства (от Рюрика и до наших дней) такой маленький город получил федеральную финансовую поддержку (представьте какая работа была проделана местными и областными властями, Губернатором, Вологодским землячеством в Москве).» - и упомянутые трудозатраты на получение этого финансирования оправдывают пренебрежение к законам и другим нормативным документам, а также к культурному и историческому наследию нашей страны? А ведь 61-я статья Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает ответственность за несоблюдение требований этого закона вплоть до уголовной…
Неужели желание сделать Белозерск современным городом в сжатые сроки оправдывают такое отношение, как мы видим сейчас, к его бесценным жемчужинам?
Современность города определяется в первую очередь высотой уровня жизни горожан (трудоустроенностью, созданием новых рабочих мест, бытом, культурой, образованием, медициной и т.д.), развитостью и современностью его инженерных коммуникаций, дорог, современным транспортным сообщением с другими городами, экономической развитостью. И вся такая современность совершенно не отрицает сохранения и сбережения того, что придаёт городу его неповторимую привлекательность, что создаёт тот самый дух и образ «Города уютной старины», Былинность, ради которых приезжают в него туристы и экскурсанты со всей страны и со всего мира. Сохранённые и отреставрированные памятники и историческая застройка вполне могут существовать вместе с современными инженерными коммуникациями (водопровод, канализация, отопление и т.д.), с дорогами, имеющими современное покрытие, с современной развитой инфраструктурой, подобающей современному городу.

Власти города, района, области постоянно говорят о том, что надо поднимать и развивать туристический потенциал Белозерска, который у него, как у одного из самых древнейших городов Руси пока ещё велик. Практически полное отсутствие промышленности и сельского хозяйства в городе и в районе, но пока ещё наличие ценнейших памятников истории, культуры, археологии (и некоторых памятников в пока ещё высокой степени сохранности) выводит туристический потенциал города, как отрасль хозяйства и притока финансов в бюджеты города, района, области, на приоритетные места в экономике Белозерского края. Людям не нужны дешёвые (не в плане финансовых затрат, а в плане исторической и культурной ценности) подделки и копии, людям нужны подлинники. Утрата же памятников и исторической застройки сейчас, замена подлинных памятников на новоделы может привести только к утрате туристического потенциала города и всего региона Белозерья, к утрате инвестиционной привлекательности региона в туристической сфере. Разве к этому стремится город накануне своего юбилея? Я считаю, что нынешний Юбилей – это не цель отпраздновать очередную круглую дату в налёте поспешно нанесённого абы как лишь бы успеть на город лоска и гламура, а замечательная возможность начать наконец-то тот долгожданный процесс превращения Белозерска в современный город, сохраняющий при этом собственное лицо, тот самый любый сердцу дух и подлинный образ уютной старины и своё величие одного из воистину древнейших и уникальнейших исторических городов нашей страны, стоявший 11,5 столетий назад у истоков создания нашего государства.



Открытое Письмо участников Международного форума неправительственных организаций
"Защита объектов всемирного наследия" - представителей Инициативной группы г. Белозерска совместно с градозащитниками г. Вологды, направленное в СМИ, можно прочитать, например, по этой ссылке - http://edv-y.livejournal.com/280524.html



С конкурсной документацией по тендерам на ремонтно-реставрационные работы на некоторых объектах Белозерска (в том числе и на Мост) можно ознакомиться и изучить технические задания в виде смет, например, по этим ссылкам http://www.tenderer.ru/tenders/12/tender3874958.html и http://www.tenderer.ru/tenders/12/tender2370492.html



Вопросы жителей города и ответы главы города, которые я цитировал в посте, полностью можно прочитать на официальном сайте администрации города Белозерск по этой ссылке - http://gorodbelozersk.ru/faq_archive.php Но я, на всякий случай, дублирую их у себя в посте с сохранением авторских текстов и написания..
09.11.2011 Исаков Александр Петрович (вопрос №171)
Вопрос: 9.11.2011. Уважаемый Александр Леонидович! Контролирует ли городская власть проведение работ по подготовке к юбилею города? То, что творят ремонтники-реставраторы с уникальным памятником отечественной истории - городским валом, иначе как варварством и вандализмом назвать нельзя. В 70-80-е годы действовало неписанное правило: лопата не должна касаться вала. Сегодня наблюдаю картину, как ножом бульдозера при выравнивании дороги по среднему валу, (восточная часть), срезается слой верхнего вала. На вопрос: "Что вы творите?", некая личность, руководящая работами, недоуменно пожимает плечами: а что такого? Неужели вся эта дикость изначально была заложена в проект реставрационных работ? Если да, то почему согласились? Если нет, то почему она творится? Утешения типа: все будет восстановлено, поправлено, подсыпано в качестве ответа не принимаю. Достаточно того, что при полном попустительстве нашей власти, ( городской и районной), переписывается отечественная история. Древнейшему городу Руси новоделы не нужны. Можно насыпать десяток валов, современная техника справится легко, но цена им будет: копейка в базарный день. Жду ответ по существу поставленного вопроса. Про временные неудобства и трудности прошу не рассказывать, готов с ними мириться. Не хотелось бы, чтобы ныне действующий мэр вошел в истории Белозерска как человек, при котором бульдозером поправляли историю.

Ответ: Уважаемый Александр Петрович! Городская власть контролирует проведение работ по подготовке к Юбилею города. Никаких реставрационных работ с городским валом не проводилось. Устройство дороги(согласовано с департаментом "культуры") по среднему валу проводилось с целью обеспечить доставку угля в котельную , которая отапливает детский сад №1 и "педколедж", для завоза материалов и вывоза строительного мусора при проведении работ внутри городского вала: ремонт зданий д.сада №1, "педколеджа", районного архива, Спасо-Преображенского собора, полную реконструкцию дорожной(булыжник) и тротуарной (гранитная крошка) сетей, капитальный ремонт всех лестниц , устройство входной группы в вал(деревянные ворота и башни). Все эти работы потребуют огромного об"ёма грузоперевозок(начнутся уже зимой), а мост через ров( даже после реставрвции) может пропустить только технику полной массой не более 3,5 тонн(по проекту), тело моста осталось историческое, хотя сегодня оно укреплено на высоком уровне с применением реставрационных технологий. Испытывать мост - авось выдержит , это не наш случай. Я сам наблюдал как текла вода из известковой кладки кирпичей, когда снимали цементную штукатурку 1974 года с опор моста, какие там были трещины-наша задача беречь и ценить всё, что так нелегко достаётся городу. Устройство дороги из дорожных плит намного эффективнее простой подсыпки, так как нагрузки выдерживает лучше и убирается проще. По поводу Вашего сообщения о варварской работе бульдозера был проведён "разбор полётов". В 1974 году, при реставрации моста, техника тоже ездила этим же маршрутом, а образовавшиеся колеи на среднем валу засыпали битым кирпичом.
Теперь о "попустительстве городской и районной власти". Видимо оно заключается в том , что впервые в истории Российского государства (от Рюрика и до наших дней) такой маленький город получил федеральную финансовую поддержку( представьте какая работа была проделана местными и областными властями , Губернатором, Вологодским землячеством в Москве). Да , археологи дали заключение по 1050-летию Белозерска Президенту РФ, но это не наша вина, это об"ективная реальность-данные по раскопкам старого города в устье Шексны. Тем не менее "Повесть временных лет " никто не отменял, и мы с Вами, Александр Петрович, знаем - Белозерску в 2012 году исполнится 1150 лет. Было ли ещё одно место у исторического города , или допущены ошибки при определении возраста города в устье реки Шексна- всё это предстоит изучать и доказывать, и неплохим случаем для этого будет научная конференция в рамках празднования Юбилея. Надеюсь, что Вы, как опытный специалист по вопросам истории, примите непосредственное участие в этом мероприятии. Были , конечно, случаи и волевого решения вопроса , как с Казанью, но мы сегодня имеем то, что имеем, и сегодня спорить с ошибкой в возрасте города по Указу Президента РФ и Распоряжению Правительства РФ не в интересах белозёр. Давайте будем дальше благоустраивать наш город, претворять намеченные планы в жизнь, а за историю ещё поборемся - не зря Белоозеро вошло в места проведения праздничных мероприятий по 1150 летию зарождения российской государственности.
Ну и последнее - я не хочу и не буду "бульдозером поправлять историю". Спасибо за вопрос.

15.11.2011 Исаков Александр Петрович (вопрос №173)
Вопрос: Благодарю за ответ, Александр Леонидович. Вы безупречны и внимательны в работе с обращениями граждан. Только одно мне неясно: зачем же нужно было проводит "разбор полетов" по факту вандализма и варварства, если все согласовано с Департаметом. Извините, но слово "культура" к данному учреждению у меня как то не припечатывается. И последнее: историческая память народа не формируется правовыми актами, кем бы они не были приняты. Для абсолютного большинства белозер монах Нестор оказался авторитетнее нашего президента. ( Но это уже в качестве реплики).

Ответ: Уважаемый Александр Петрович! Так как этот раздел сайта посещает большое количество пользователей интернета, хочу Вас немного поправить-департамент согласовал вариант устройства дороги (причём по ходатайству Белозерска), а "вандализм и варварство" это уже наше, доморощенное.

02.06.2012 Яковчук Петр Николаевич (вопрос №252)
Вопрос: Александр Леонидович! У главы района Ляпина А.А. нет своего мнения по поводу данной публикации, а у Вас? http://seredina77.livejournal.com/32066.html#cutid1

Ответ: Уважаемый Пётр Николаевич! Я уважаю мнение автора данной публикации, но она крайне необ"ективна.
Мост через ров городского вала "реставрировался" в 70-х годах прошлого столетия, были использованы обыкновенные строительные материалы того времени - строительный кирпич( да ещё и пустотелый) и обыкновенный цементный раствор. Результаты того ремонта я видел лично, когда под развалившейся цементной кладкой струйками стекала вода по историческому телу моста. Опоры были разрушены, оставалось немного времени до полного обрушения. Сегодняшняя реставрация поставила всё на свои места, убрав грубые нарушения после работ 70-х , и , естественно, позволила мосту работать дальше и радовать белозёр и гостей города(да думаю, мы с Вами и не готовы лицезреть ещё одни руины в нашем городе).

04.06.2012 Осипова Галина Васильевна (вопрос № 254)
Вопрос: Александр Леонидович целый квартал Володарского-Орлова-Коммунистическая-Урицкого затопляет весной и в дожди,"благодаря"канаве,по которой спускается вода со рва с северной стороны вала.Вода не убираеся в канавку и разливаеся по всем огородам,все заливая.Почему жители домов должны страдать от этого? и терять урожай??? 2 года назад я уже обращалась к вам -обещали углубить канаву,но воз и ныне там.Примите срочно меры,ведь это годская канава,а нас снова залило,боюсь осенью нечего будет убирать с огородов.

Ответ: Уважаемая Галина Васильевна! Ваш вопрос на контроле МУ "Горзаказчик".Отвод воды будем производить после запуска ливневой канализации по набережной.



P.S. «"вандализм и варварство" это уже наше, доморощенное.» © А.Л.Шоленинов - по-моему, это самая точная характеристика того, что сейчас происходит при проведении некоторых мероприятий по подготовке к Юбилею Белозерска.


P.P.S. В настоящем посте я изложил свое личное субъективное мнение и отношение к происходящему без претензии на объективность. Свое мнение я строил на основании анализа того, что происходило и сейчас происходит с памятниками Белозерска, базируясь на информации из открытых источников, сравнивая соответствие происходящего действующему законодательству. Я готов рассматривать контраргументы моему мнению только в случаях, если контраргументы будут доказательны и будут подкреплены конкретными законами, нормативами, документами.



Я НЕ ПРИЗЫВАЮ БРОСАТЬСЯ ИСКАТЬ ВИНОВАТЫХ. ЭТИМ ПОСТОМ Я ХОЧУ ПОСТАРАТЬСЯ ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАКОНЕЦ-ТО ЗАДУМАЛИСЬ НАД ТЕМ ЧТО И КАК МЫ ДЕЛАЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ И О ЗАКОННОСТИ НАШИХ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, ЧТОБЫ ЗАДУМАЛИСЬ О СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К НАШЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ, О ТОМ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ НАШИМ ПОТОМКАМ ПОСЛЕ НАС, КАК МЫ ОТНОСИМСЯ К НАСЛЕДИЮ, ДОСТАВШЕМУСЯ НАМ ОТ НАШИХ ПРЕДКОВ, О ТОМ, ЧТО НАС СВЯЗЫВАЕТ С ПРОШЛЫМ И БУДУЩЕМ, И КАКОЕ БУДУЩЕЕ У НАС МОЖЕТ БЫТЬ. Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ЗАГЛЯНУЛИ В СВОЮ ДУШУ, СПРОСИЛИ СВОЮ СОВЕСТЬ, ВСПОМНИЛИ КТО ОНИ, ВСПОМНИЛИ О СВОИХ КОРНЯХ. ЭТИМ ПОСТОМ Я ПРИЗЫВАЮ ВЛАСТИ ГОРОДА, РАЙОНА, ОБЛАСТИ, СТРАНЫ ПРИНЯТЬ ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ТОЙ ВАКХАНАЛИИ, ЧТО СЕЙЧАС ТВОРИТСЯ НА ПАМЯТНИКАХ БЕЛОЗЕРСКА, И ВЕРНУТЬ ПРОВЕДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ, РЕМОНТНЫХ, РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ НА ПАМЯТНИКАХ В РУСЛО НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОВ И В РУСЛО БЕРЕЖНОГО СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДЛЯ НЫНЕ ЖИВУЩИХ ЛЮДЕЙ И ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ.
Comments 
17-июл-2012 09:22 pm
Надо же, как раз сегодня там гуляли... И я вспоминала Ваши посты по поводу вала и моста.
А между Азатским и Лозским озерами отлично ловит интернет телефонный :)
20-июл-2012 03:31 am
Завидую, что вы там!:)
20-июл-2012 07:25 am
Мы сами себе завидуем :) Хотя погода порой огорчает, вчера, например, холодища была с ветром и дождем.
20-июл-2012 08:11 am
Ну завтра к вечеру я тоже планирую там оказаться!:)
А погоды плохой не бывает - бывает неподходящая одежда. Москва сейчас тоже не плавится от жары и дождь-ливень только прекратился...
4-окт-2012 11:49 am
Смотрю на знакомые места, и сердце сжимается :)
7-янв-2014 04:55 am - :)
Забыл где я уже видел такую же тему да ладноДумаю, хорошая статья
This page was loaded апр 30 2017, 10:42 pm GMT.