?

Log in

Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Свежие записи 
я
В самом начале мая 2010 года мне удалось побывать в одном из красивейших и заброшенных мест Белозерья. Там находились два старинных села – Олино и Везгумь.
Ещё готовясь к поездке туда, я стал разыскивать хоть какую информацию об этом месте. И вот на Геокешерском сайте я прочитал об этом месте замечательные слова, которые глубоко запали мне в душу:
«Старый Храм стоит на высоком холме, обрамленный деревьями старого парка. К нему ведет дорога, которая угадывается и сейчас по камням по краям. Пройдя сквозь заросли, Вы увидите и сам Храм. Величественный и Непокоренный времени. И пусть стены разрушены, но Храм жив. Он разрешит Вам себя осмотреть, забраться на колокольню, с которой открывается завораживающий глаз вид на бескрайние вологодские леса, на холм Шужегорского монастыря, на ослепительную синеву северного неба. Храм напомнит Вам о нашей истории, предложит задуматься о Времени и о Вечном…. Старый жернов на крыльце Храма, кованный чугунный крест, узорчатые решетки на окнах – все это не может оставить равнодушным. Именно поэтому мы приглашаем и Вас посетить это место, дабы просто отдохнуть от суеты и задуматься. Задуматься о Вечном, о своем, о том, что Вам близко и дорого…»
После прочтения этих слов, я с нетерпением ждал возможности увидеть описанное своими глазами… И этот час настал...
Photobucket

Недалеко от Везгумских мест есть посёлок Енино, где уже несколько лет существует в МОУ Енинская основная общеобразовательная школа секция «Живое прошлое» под руководством Гусевой Татьяны Рашидовны. Школьники в этой секции изучают историю своего края, ходят в походы по родным местам, собирают и сохраняют краеведческий материал.
Собирая материал о Везгумской Тихвинской церкви, мне выпала возможность ознакомится с собранным участниками секции «Живое прошлое» о ней материалом, который был опубликован в маленькой брошюрке. После её прочтения я понял, что лучше и полнее, чем написала о Везгуме участница секции Морозова Дарья, я, скорее всего, не смогу. Приведу практически полный текст этой работы с моими небольшими комментариями, уточнениями и фотоиллюстрациями...

Сходим туда, где когда-то бурлила жизнь...? (рассказ и фото)Свернуть )
я
Две недели назад минул праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Как и положено, по народным приметам, на Покров выпал первый мимолётный снег. Сейчас за окном тоже идёт заряд снега. Вот и накатило....

По традиции ещё со стародавних времён к этому празднику крестьяне на Руси старались полностью закончить все полевые работы, убрать на хранение урожай, закончить с заготовками на зиму. К Покрову, часто бывало, выпадал первый снег. Домашний скот переставали выгонять на пастбища, ставили в хлева и переводили на зимний рацион кормления. С Покрова начинался период, который в народе называли «зазимье». Этот период назывался так, потому что предшествовал зиме – ЗА ним начиналась ЗИМА. Крестьяне на Руси тоже переходили на зимние дела и заботы, в том числе начинали ремонтировать и изготавливать конскую сбрую…

Разбирал я тут на Покров свою коллекцию колокольчиков. Перебирая колокольчики, готовя их к размещению на новом для них месте, вспомнились мне крестьянские занятиях в зазимье. И захотелось мне рассказать о некоторых экспонатах из своей коллекции…

Photobucket

некоторые Экспонаты коллекцииСвернуть )
5-окт-2010 03:34 pm - Остров
я
В самый разгар июльской жары лета 2010 года мы снова отправились к печально знаменитому острову посреди Новоозера с целью по возможности зафиксировать на фото все сохранившиеся до нашего времени памятники одной из святынь Белозерья - бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря.
Обследовать сохранившиеся памятники монастыря ныне почти невозможно, так как сейчас на его территории находится одна из пяти российских колоний для содержания заключённых с длительными сроками заключений и тех, кому смертная казнь заменена на пожизненное заключение.
В этот раз нам удалось пройти по мосткам почти до КПП…

Photobucket

Пройдём по мосткам...Свернуть )
28-июн-2010 03:15 pm - Хороводы в Митино.
я
Хоть и с опозданием, но в преддверии традиционного фестиваля "Семейный Круг"....


30 мая в ландшафтном парке Митино проходили "тренеровки" в вождении хороводов и традиционных народных играх под руководством известного в фолклёрных кругах специалиста по традиционной народной культуре Вячеслава Владимировича Асанова.
Моё семейство было очень довольно участием в этом мероприятии. Мы надеемся, что такие действа в Митино станут регулярными и войдут в традицию.

Photobucket



Фотоотчёт о мероприятииСвернуть )
21-июн-2010 02:45 pm - Мельница у Гришкино
я
Побывав в начале мая этого года очередной раз в Белозерске, в одну из поездок по окрестностям города и Белого озера довелось мне увидеть, если так можно выразиться, раритетный и уникальный уже для этих, а, может, и не только для этих мест объект – останки деревянной ветряной мельницы.
Мельница эта стоит метрах в 300 от деревни Гришкино, что затерялась в лесах и бывших полях примерно в 40 км на юго-запад от Белозерска и километрах в 5-и восточнее Новоозера.

Photobucket

А теперь обойдём её и заглянем во внутрь...Свернуть )
я
Год назад в своём посте о белозерском краеведе Верещагине Михаиле Ивановиче я писал о том, что ещё в 2008 году он начал реализацию большого проекта по созданию к 1150 летию Белозерска масштабных макетов всех городских храмов, которые были в городе на рубеже XIX-XX веков. В городе тогда насчитывалось 17 храмов. Не все храмы дошли до наших дней, многие были разрушены до основания, некоторые сейчас находятся в большей или меньшей степени разрушенном состоянии. Не подверглись разрушениям только пять храмов.
В сентябре 2008 года, будучи в гостях к Михаила Ивановича, мы видели два готовых макета: Преображенского собора в Валах и Храм Спаса Всемилостивого на канале. Тогда Михаил Иванович только начинал работать над созданием третьего макета - деревянной Ильинской церкви. Только проводились обмеры на натуре. Тогда желание Михаила Ивановича сделать все макеты к юбилею города в столь короткий срок мне казались фантастическими и практически невыполнимыми, но как я тогда заблуждался...
Летом следующего 2009 года в музее "Истории края" все макеты храмов были экспонированы на всеобщее обозрение. В сентябре, будучи в Белозерске, плоды трудов Михаила Ивановича увидели и мы.
Интересна идея расстановки этих макетов в экспозиции, которая имитирует не только места расположений храмов на плане города, но и особенности рельефа местности.
Photobucket


фотографии воскрешённых храмовСвернуть )
22-апр-2010 04:16 pm - Куность.
я
«Отъехавши от села Маекса четыре, а от города Белозерска восемь верст, для перемены за присталостию почтовых лошадей обывательскими, остановились в стоящем на большой дороге экономическом же, бывшем Белоезерскаго Кириллова монастыря, называемом по текущей из Ласкова в Бело-озеро реке селе Куность; в нем две деревянных церкви, одна - Покрову Пресвятыя Богородицы, другая - архангелу Михаилу с приделом Николаю Чудотворцу. Крестьян, довольствующихся в озерах Белом и Ласковом рыбною ловлею, сто дворов. В нем, поколь собрали и перепрягли лошадей, за чем пробыли часа полтора, в доме крестьянина Лариона Евсеева напились чаю; а поехали из него на шести крестьянских лошадях в девять часов по полудни.» - в своём дневнике писал в 1791 году П.И.Челищев, путешествуя по северу России, о посещении села Куность.

Photobucket


Те немногие обрывочные сведения о селе, что мне пока удалось накопать, и много фотографийСвернуть )
я
Рядом с городом Белозерском вдоль бывшего большого Тихвинского тракта и речки Маэксы раскинулось одноимённое с речкой село. Первое упоминание о селе Маэкса относится к XVI веку (по некоторым непроверенным мной сведениям – о Маэксе известно аж с XIII века.). Исконно рыболовецкое село находится в четырех километрах от Белозерска. В начале своей истории Маэкса была вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря, а позднее, полагаю, после известного Указа Екатерины II о секуляризации церковных земель 1764 года, стала селом экономических (государственных) крестьян.

Photobucket



о селе Маэкса, Успенской церкви и рыбных промыслах селянСвернуть )
я
По просьбе expertmus выкладываю фотографии церкви Ризоположения из села Бородава (1485 г.). Фотографии были сделаны мной в Кириллове 14 сентября 2009 года.

Photobucket


и ещё 4 фотографииСвернуть )
19-мар-2010 10:28 am - На Кобылину гору.
я
В завершение рассказа о нашей поездке на Новоозеро к бывшему Кирилло-Новоезерскому монастырю.


Несомненно, помимо Кирилло-Новоезерского монастыря, достопримечательностью данной округи является Кобылина гора, находящаяся на западном берегу Новоозера в двух километрах от монастыря. По приданиям, именно с этой горы, которая сейчас напоминает пологий холм, поросший травой, преподобный Кирилл Новоезерский увидел Красный остров - место будущей обители, указанное Богородицей и огненным столпом.
На вершине Кобылиной горы ещё сохранились руины церкви во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской.

Photobucket



подробнее...Свернуть )
2-мар-2010 05:16 pm - На Новоозере.
я
В продолжение рассказа о нашей поездке на Новоозеро.

Целью нашей поездки к Новоозеру был, конечно же, печально знаменитый бывший Кирилло-Новоезерский монастырь.
Несмотря на сходство названия с Кирилло-Белозерским монастырем, это совершенно другая обитель. Основана она на целый век позже Кириллом Белым, учеником преподобного Корнилия Комельского, выходцем из Галича, что в Костромских краях.

Photobucket

об истории развития Кирилло-Новоезерского монастыря и его трагической современности.Свернуть )
я
Сегодня я расскажу вам, дорогие читатели моего ЖЖ, о том, что можно за пару часиков сварганить из деталей детской кроватки. Может, кому и пригодится....

Около полутора лет назад моя супруга dinaza "подсела" на тему традиционного ручного ткачества. Для развития этого интереса нами на просторах Вологодчины был найден и привезён домой в Москву ткацкий станок достаточно старинный и вполне аутентичный, главное, в абсолютно рабочем состоянии. На Вологодчине ткацкие станки называют "Кросна".

Для процесса ткачества требуется немалая подготовительная работа, в том числе и по заготовке нитей основы и заправки этой основы на стан, которая помимо того, что занимает не один день, ещё и требует наличия дополнительного оборудования - например, приспособления для снования нитей основы.

Как я делал сновалкуСвернуть )
16-фев-2010 03:29 pm - И мы весну закликали.
я
В минувшую субботу dinaza организовала и провела празднование Масленицы в Воскресной школе прихода храма, куда мы с ней водим на занятия своего сына.
К сожалению, ограничений по церковным канонам и просьбе настоятеля было много, погода окончательно испортилась, мёл снег, ветер пронизывал до костей, до празднования добрались далеко не все потенциальные участники, но и в "урезанном" варианте, не взирая на снег и ветер, даже при весьма небольшом стечении людей праздник получился замечательный. И главное, что пришедшие дети и взрослые (а у многих это был первый опыт участия в масленичном действе, не говоря уже об организации такого действа) сразу активно включились в заклички, в хороводы, в игры, песни... И настроение было у всех, действительно, весеннее.

Photobucket

Вот ещё несколько фотографий с праздника...Свернуть )
я
Сравнительно недавно моя супруга dinaza увлеклась изучением традиционного русского фолклора. Попутно это увлечение расширилось и распространилось, в том числе, на традиционные куклы . Тем более, что интерес к куклам подогревался и до сих пор подпитывается наличием у нас детей и появлением года полтора назад в нашей семейной библиотеке очень интересной книги Галины Дайн "Русская тряпичная кукла".

Моя мама по-началу скептически относилась к этому супружненному увлечению, а месяц назад мы узнали, что и она увлеклась кукольным производством, хотя это пока, пожалуй сильно сказано, так как на сегодняшний день она изготовила пока одну куклу, которая предназначалась в подарок ко дню рождения Жерома. Вот так маменька!;)))
Куклу мама изготавливала, руководствуясь идеей не столько попытаться передать портретное сходство куклы с Жеромом, сколько в первую очередь передать образ, характер прототипа.

Ну и вот, что из этой задумки получилось...

Photobucket




ещё несколько ракурсов и сам первоисточникСвернуть )
я
Мои знания о Масленице и о истории этого празднества до сегодняшнего дня сводились примерно к тому, что хорошо написано в статье о Масленице на портале Всё о Гиперборее :
(цитата)"В древности Новый год (земледельческий) начинался с весеннего равноденствия — ночи с 21 на 22 марта. Именно к этому времени приурочены обряды Масленицы — "единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику и не получившего нового истолкования". Древность обрядов Масленицы подтверждается тем, что этот праздник (в том или ином виде) сохранился у многих индоевропейских народов. Так, в Швейцарии Масленица связана с ряжением. Это, прежде всего, устрашающие маски, происхождение которых было связано с древними верованиями. К их числу относятся "дым", "пестрые", "лохматые", или "вышедшие из дымохода" (в повериях через дымоход проникали духи). Для праздника делались деревянные размалеванные маски с оскаленными зубами и клочками шерсти и меха, которые производили жуткое впечатление. Появлению ряженых на улице предшествовал звон колокольчиков, висевших у них на поясах. Ряженые держали в руках длинные палки с прикрепленными к ним мешочками золы и сажи. Звуки, издававшиеся ими, походили на рев, рычание или ворчание. Как считают швейцарские этнографы Р. Вейсс, К. Ханземанн и К. Мейли, эти маски служили в древности воплощением умерших, были связаны с культом предков и были принадлежностью мужских союзов. Ряженые мазали встречных сажей или обливали водой — действия, связанные в прошлом с магией плодородия.
немного истории Масленици и, собственно, моё недоумениеСвернуть )
я
Конечно, уважаемый Захар "подрезал нас на повороте, но надо ему отдать должное, подрезал, развив и углубив тему просмотром диафильмов", но мы, однако, нашли в себе желание поддержать его начинание, совместив с тэст-драйвом нашего недавно приобретённого самовара. Тем более, что у нас на самовар уже сформировались далекоидущие планы, связанные в том числе и с неуклонно приближающейся широкой Масленицей.
И, наконец, наша давняя идея растопки самовара прямо во дворе дома вчера вечером была реализована.
Photobucket


миниотчёт о проделанной работеСвернуть )
29-янв-2010 03:25 pm - На пути к Новоозеру.
я
Восточному сектору Белозерского уезда я некоторое внимание уже уделил, теперь настало время пока немного рассказать об интересных, на мой взгляд, объектах, расположенных к западу от Белозерска.

В один из сентябрьских дней прошлого 2009 года мы выехали из Белозерска по старому Тихвинскому тракту на запад в сторону Новоозера. Проехав сёла Маэксу, Куность, Нижнюю Мондому, дорога, представляющая из себя широкий, но очень пыльный в сухую погоду грейдер привела нас в деревню Ульянкино. На западной окраине деревни мы увидели полуразрушенную церковь.

Photobucket



Позднее мне удалось собрать некоторые сведения об этой церкви.Свернуть )
я
В уже ушедшем 2009 году Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 80 лет. Дата эта широко отмечалась на его родине на Алтае. На Вологодчине тоже есть места, неразрывно связанные с Шукшиным и его самым знаменитым фильмом. И, пожалуй, самое шукшинское место на Вологодчине - деревня Садовая.
В своём прошлом посте об этой деревне я уже говорил о создании туристического маршрута по местам натурных съёмок "Калины Красной"
24 июля 2009 года в Садовой открыли музей крестьянского быта и фильма "Калина Красная". А в начале сентября мы там побывали...

Вообще, этот туристический маршрут начинается в Белозерске с экспозиции на Советском проспекте в доме № 70 , а уж потом ведёт в Садовую и Никитскую. Но, так как в Белозерске сходить на экспозицию проблемм не составляет, то мы решили сразу ехать в Садовую....
Photobucket
Наша прогулка по следам Калины КраснойСвернуть )
я
Год назад моя драгоценная супруга dinaza писала в своём ЖЖурнале об особенностях и традициях пивоварения в Кирилловском уезде (ныне Кирилловский район Вологодской области) в XIX - начале ХХ в.в.

В прошлом году в сентябре будучи в Белозерске и путешествуя по окрестным белозерским весям я стал нежданно-негадано обладателем "домашнего пивного заводика". Мне эти корчаги достались в селе Куность от бабулечки Сотниковой, к которой мы заехали в поисках ткацкого станка. Кросен (местное название ткацкого станка) у неё не оказалось, их забрали в школьный музей в Нижнюю Мондому, зато она нам сосватала эти корчаги.
Photobucket

чуть подробностейСвернуть )
я
Этим летом сбылась одна из моих многочисленных мечт - я стал счастливым обладателем старого семилитрового самовара с медалями, производства "Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в г. Тула".
Сей самовар был нами приобретён в славном городе Мышкин, во время прохождения там фестиваля "Семейный Круг".

Photobucket

Самовар был в исправном, но жудко запущенном состоянии.
Снаружи все медные поверхности были покрыты окислами меди, особенно от нижних поддувальных отверстий и подставка снизу. Толшина слоя медного купороса достигала 3-4 миллиметра. Там, где не успела вылезти купоросная зелень, все напоминало потемневшие, почерневшие бронзовые скульптуры, как Атланты Эрмитажа, или скульптуры перрона станции метро "Площадь Революции". Вся внутренняя поверхность объёма, куда заливается вода, была покрыта тольстенным, местами до полутора сантиметров, слоем известковой накипи.

И вот вчера я, наконец, практически завершил долгий и муторных процесс очистки самовара. В качестве чистящих средств я использовал народные средства - уксусную кислоту и чистку обычной золой, привезённой с дачи из печки. Моя тёща, родом из Забайкалья, рассказывала мне, что её мать всегда чистила самовар именно этими средствами.

Оцените результатСвернуть )
я
К сожалению, до сих пор я не успел ещё разобрать и опубликовать материалы из прошлогодней поездки в Белозерский край, а уже прибавились и материалы из путешествия этого года. Эти "экспедиции" для себя я именую "Древности Белого озера". В этих экспедициях я приследую цель сбора материала краеведческого характера, для последующей его обработки и попытки аккумулирования собранных знаний и материалов об этом древнем крае у себя в журнале, в надежде, что это всё кому-нибудь кроме меня понадобится в путешествиях, для изучения этого богатейшего с точки зрения истории и культуры региона. Может, вся эта моя писанина кого-то подвигнет к дальнейшему изучению этой древней земли, может, кому-то поможет полюбить этот северный край...

Так как предыдущим моим постом Белозерского цикла я рассказывал о храмах, расположенных в районе Лозско-Азатского и Ворбозомского озёр, то было бы логично мне продолжить рассказ об этом секторе бывшего Белозерского уезда. Что я с удовольствием и делаю...

И так...
Минувшем сентябрём я продолжил изучение Белозерской округи. Одним из интересовавших меня мест было Илозеро (на современных картах оно ещё называется Родионовским, Родионским) и бывшая там когда-то пустынь Иродиона Илоезерского.
Вот, что мне удалось собрать из разных источников об этом месте и так оно выглядит сейчас…

Photobucket

то, что мне удалось узнать об этом месте, и фотографииСвернуть )
я
Вот, наконец-то, удалось свалить большую и муторную работу....
За окном опять сыро, небо затянуто хмурой "серой простоквашей", на лужах расходятся круги от дождевых капель, пятничный снегопад только раздразнил, так тутже и "обломал"....
И вспомнилось мне лето.... июль.... Волга.... Мышкин.... две недели в "Семейном Кругу".
Рассказывать - безсмыслено, это надо видеть, в этом КРУГУ надо побывать!

Photobucket

Я ограничусь, пожалуй, только картинками....
Осторожно!!! Более 100 фотографий общим объёмом 23МБ. Только для сильножелающих увидеть!Свернуть )
я
Предприняли мы попытку добраться и до некоторых мест, показавшихся нам интересными в белозерской округе.

На восточном берегу Ворбозомского озера расположено село Воздвиженье. На северном краю села стоит полуразрушенный Ворбозомско-Крестовоздвиженский храм.

Photobucket


о некоторых храмах Ворбозомского и Лозско-Азатского озёрСвернуть )
28-авг-2009 04:04 pm - «Храм посреди волн»
я
« -- Я бывала на Белом озере,-- сказала она, не замечая правоты и пасомой мною скотины.-- Плавала там с детьми на теплоходе.
-- А я прошел Белое озеро вдоль и поперек. Понюхал белозерского снетка.
-- И знаешь, что я там видела? Затопленную церковь... Дети бегают и радуются! Домик! Среди воды! Вот бы в таком пожить, прямо из окошка рыбу ловить! А взрослые грустно смотрят. Когда подплыли поближе, и дети перестали
кричать. Окна мрачные и пустые... Дыры, а не окна.
Это место на Белом озере, которое называется Крохино, я, конечно, знал. Затопило там деревню -- уплыли дома, а церковь осталась стоять. Странно, что ее не взорвали.» - отрывок из рассказа Юрия Коваля «Когда-то я скотину пас…».

Photobucket

об одной из русских АтлантидСвернуть )
я
В 2008 году исполнилось 35 лет с выхода на экран фильма Василия Макаровича Шукшина «Калина Красная».
Как известно, большинство основных моментов фильма снимались в Белозерске и его округе.
Самые кульминационные моменты фильма – Свидание главного героя с матерью и сцена «раскаяния», снимались в деревне Садовая, находящаяся в нескольких километрах от Белозерска.
Photobucket

Мы побывали в Садовой и посетили места съёмок.
О деревне и фильме. Прошлое и нынешнее.Свернуть )
This page was loaded июл 23 2017, 10:42 pm GMT.