?

Log in

No account? Create an account
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал "Следопыта"
Воскрешение Белозерских храмов. 
28-апр-2010 12:40 pm
я
Год назад в своём посте о белозерском краеведе Верещагине Михаиле Ивановиче я писал о том, что ещё в 2008 году он начал реализацию большого проекта по созданию к 1150 летию Белозерска масштабных макетов всех городских храмов, которые были в городе на рубеже XIX-XX веков. В городе тогда насчитывалось 17 храмов. Не все храмы дошли до наших дней, многие были разрушены до основания, некоторые сейчас находятся в большей или меньшей степени разрушенном состоянии. Не подверглись разрушениям только пять храмов.
В сентябре 2008 года, будучи в гостях к Михаила Ивановича, мы видели два готовых макета: Преображенского собора в Валах и Храм Спаса Всемилостивого на канале. Тогда Михаил Иванович только начинал работать над созданием третьего макета - деревянной Ильинской церкви. Только проводились обмеры на натуре. Тогда желание Михаила Ивановича сделать все макеты к юбилею города в столь короткий срок мне казались фантастическими и практически невыполнимыми, но как я тогда заблуждался...
Летом следующего 2009 года в музее "Истории края" все макеты храмов были экспонированы на всеобщее обозрение. В сентябре, будучи в Белозерске, плоды трудов Михаила Ивановича увидели и мы.
Интересна идея расстановки этих макетов в экспозиции, которая имитирует не только места расположений храмов на плане города, но и особенности рельефа местности.
Photobucket




Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Макеты полностью или частично разрушенных храмов создавались по обмерам оставшихся руин и в большей степени по старым фотографиям конца XIX начала ХХ веков. Это фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, а также фотографии из архива Белозерского историко-художественного музея, из личного архива ныне покойного белозерского краеведа Александра Григорьевича Лапина, и фотографии из старых семейных альбомов белозёр.

Осознавая масштаб задуманного, я был поражён увиденным. За один год титанического труда практически одного человека этот проект был успешно реализован в полном объёме замысла.
И сейчас в "Музее истории края" можно видеть воскрещённые Михаилом Ивановичем, правда только в макетах, храмы и церкви древнего города.

Теперь я не сомневаюсь, что этот Человек-кремень сможет воплотить в срок ещё один не менее грандиозный свой проект, создание к 200-летнему юбилею открытия судоходства по Мариинской водной системе, который будет отмечаться уже в этом 2010 году, два десятка масштабных макетов судов, осуществлявших плавания по этой водной артерии. Менее, чем через неделю, будучи снова в Белозерске, я, может быть, уже смогу увидеть реализацию и этого проекта. Ну поживём - увидим.

P.S.
Интересно, заметит ли кто-нибудь небольшое историческое несоответствие в одном из этих макетов?
Comments 
28-апр-2010 06:15 am
Это ж надо!!! Какой молодчина! И надо же так придумать их расположить! Сразу понятно, где какой храм.
28-апр-2010 06:29 am
Да, идея - супер. Вот теперь жду не дождусь субботы, чтобы стартануть в Белозерск. Может, он уже и кораблики смастерил, уж больно любопытно погазеть!
28-апр-2010 08:40 am
Удивительная трудоемкая работа!
29-апр-2010 12:07 am
Да, труд велик. Были у него пара помошников, помогали ему главки для макетов точить, а остальное всё сам он делал.
28-апр-2010 08:50 am
Низкий поклон этому энтузиасту! Неужели к юбилею города власти не восстановят хотя бы один храм?
У меня есть мечта приехать в Белозерск и сделать фотосравнения по всем снимкам Прокудина-Горского. А покамест отреставрировал снимок "Иконостас в Преображенской церкви" из белозерской серии: http://fotki.yandex.ru/users/oldcolor/view/146383?page=5
29-апр-2010 12:13 am
Идут там кое-какие реставрационные работы (реставрируют потихоньку иконостасы Преображенского собора, Успенского собора, кое-какие работы проводят в церкви Богоявления), но этого очень мало. Как обычно, нет финансирования или оно очень мало. Ходят слухи, что областные чиновники могут денег на юбилей не выделить, а передать их Ферапонтову или в Кириллов - это раскрученные туристические брэнды и у них сильное лобби в областных властях. Древность Белозерска подвергают сомнениям, ссылаясь на то, что город несколько раз переносился с места на место.
21-июн-2010 01:21 pm
великое дело
22-июн-2010 04:40 am
Согласен. Толи ещё будет...;)
Меньше, чем через месяц будут выставлены макеты судов, курсировавших по Мариинской водной системе, двухсотлетие которой отмечается в этом году.
Вот во второй половине июля снова собираюсь в Белозерск и обязательно посмотрю плоды рук Михаила Ивановича.
15-авг-2010 04:08 pm
Добрый день, Сергей! Есть одна очень интересная загадка по истории Белозерья, связанная со снимком Прокудина-Горского, подписанным в альбоме как "Село Ковжа. Береговые укрепления": http://www.veinik.by/foto/0901-1000/0975l.jpg
Проблема в том, что Сретенская церковь в селе Ковжа сохранилась до наших дней и выглядит совершенно иначе: http://fotki.yandex.ru/users/tairne17/view/229224/?page=1
Вопрос: что же тогда на снимке Прокудина-Горского?
Там, кстати, если приглядеться, есть ещё маленькая деревянная часовня.
Буду очень признателен если Вы поможете решить эту головоломку сами или с помощью других краеведов Белозерья.
16-авг-2010 02:11 am
Здравствуйте. (к сожалению, Вы не представились, и я не знаю как Вас величать).
Эта загадка мне знакома. Этот вопрос поднимался на сайте http://www.temples.ru/pg/mistakes.php?mode=2
Абсолютно согласен, что на снимке не Сретенская Ковжинская церковь, но ко всем виденных мной копиям этой фотографии на разных интернет-ресурсах я не видел в подписи С.М.Прокудина-Горского упоминания, что это именно Сретенская церковь в селе Ковжа. Упоминания о том, что на фото изображение села Ковжа и береговые укрепления - есть, что на фото именно Сретенская церковь - нет. Это первый нюанс, на который я хотел бы заострить ваше внимание.
Там же на сайте temples.ru в обсуждении этой "загадки" и у Вас в комментарии я прочёл о существовании на снимке П-Г какой-то мифической маленькой часовни. При внимательном рассмотрении снимка в большом разрешении я справа от колокольни я разглядел ворота входа на территорию церкви и погоста, а не часовню. Если вы настаиваете на существовании на этой фотографии часовни, укажите мне где её пытаться рассматривать. Это второй нюанс, на который я хочу заострить ваше внимание.
О существовании в селе Ковжа двух церквей Сретенской и Николая Чудотворца написано на том же сайте Temples.ru (http://www.temples.ru/card.php?ID=11276). Эту информацию подтверждают имеющиеся у меня Планы Генерального Межевания земель Белозерского уезда Новгородской губернии конца 18 века. На ПГМ в селе Ковжа указаны два храма.
На сайте temples.ru указано, что Никольская церковь была построена в 1680 году (вторая половина 17 века!), была деревянная и была монастырской (Усть-Ковжского монастыря, упразднённого после знаменитого екатерининского указа о секуляризации во 2-й половине 18 века). Получается, что до упразднения монастыря деревянная церковь уже просуществовала практически 100 лет, что для деревянной постройки уже не мало. В 18 и 19 веках в Белозерье, как известно, появляются много новых каменных храмов, а также многие деревянные храмы заменяются на каменные. Допускаю, что Никольскую церковь могли перестроить в этот период уже каменной, а деревянной к тому времени уже могло исполниться под 200 лет, это уже очень солидный возраст для деревянной постройки.
Учитывая всё мной вышесказанное, а также зная по расположению храма стороны света и видя на ПГМ расположение храмов села и русла реки Ковжа (которое было до затопления ВОлго-Балтом), строю следующую версию-вывод:
С.М.Прокудин-Горский сфотографировал Никольскую церковь села Ковжа, которая ныне не сохранилась. Предполагаю, что при съёмки Никольской церкви Сретенская церковь, находившаяся в 100 саженях (как написано на temples.ru) или примерно в 150 метрах от Никольской, просто не влезла в кадр. Но это только моя версия. Документальных подтверждений этой теории я не имею. Попробую в процессе изучения Белозерья проработать и этот вопрос.
3-май-2011 06:38 am - Неизвестная постройка В.И. Баженова в Белозерске.
В 1951 году Грабарь И.Э опубликовал план неизвестного храма их альбома 18 века, находившегося тогда в музее Академии архитектуры. На чертеже представлено оригинальное здание красивого рисунка, в котором преобладают закругленные формы. Своеобразное планировочное решение позволило Грибарю приписать чертеж Баженову. Однако было неизвестно, была ли построена эта церковь или осталась только на бумаге.
Экспедиция по изучению храмов русского Севера обратила внимание на один их храмов Белозерска эпохи классицизма – церковь Иоанна Предтечи, которая по приделу называется так же Троицкой. Среди остальных северных храмов18-19 веков она выделяется своим необычным, сложным объемно-пространственными построением. Схематический обмер храма позволили установить, что она точно совпадает с чертежем опубликованным Грибарем.
Этот памятник может быть поставлен в один ряд с постройками столичных зодчих. Расположена церковь в восточной части Белозерска.
Исторические данные.
По писцовым книгам 1677 года на Ивановской улице существовало два деревянных храма, один из которых был холодный, другой – теплый. Первый из них, освещенный во имя Рождества Иоанна Предтечи, принадлежал к наиболее распространенному на Севере типу шатровых храмов: покрыт он был тесом и имел четыре придела (Иоанна Богослова, Казанской Богородицы, Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия и Кирилла Белозерского), паперть и колокольню. Второй Троицкий, представлял собой здание клетского типа, с трапезной, папертью и двумя приделами (Введения и Крестовоздвижения)
В 18 веке вместо деревянных храмов были возведены небольшие каменные церкви того же наименования: Ивановская на месте нынешнего здания и Троицкая на самом берегу озера. Однако обе простояли недолго, до начала 19 века.
В 1810 году было построено нынешнее здание Ивановской церкви, включавшее престол Троицы в качестве придела, по которому она нередко именовалась Троицкой. Сооружалась она на средства богатого прихожанина купца Горина.
В начале 1930 года часть основного здания разобрали, соорудив позднее вместо нее низкое деревянное перекрытие, в позднее время внутри поставили разные перегородки. Снаружи сделали две безликие пристройки. Верхняя часть основного объема здания разобрана, вместо нее сооружено низкое деревянное перекрытие. Размер купольного храма 41,5 * 27,5. сооружен из кирпича размером 31*14*7. Цоколь и отдельные детали декора выполнены из белого камня. Здание выдержано в стиле зрелого классицизма.
На чертеже имеется колокольня. Она представлена в виде трех четвериков (более крупный нижний – с входными проемами, более легкие – верхние – сквозные, с широкими арками звона).
У церкви Иоанна Предтечи колокольня отсутствует. Однако середина западной стены трапезной оставлена без декора, плоской и необработанной, что явно свидетельствует о первоначальном намерении возвести колокольню. По каким-то причинам так и осталась непостроенной. Позднее рядом возвели деревянную звонницу (есть на старых фотографиях)
Баженов был тесно связан с купеческими кругами, будучи женатым, на дочери московского купца Долгова. Возможно, Белозерский купец Горин был знаком с Долговым, и проект был заказан Баженову Гориным через Долгова. Возможно, использован готовый проект.
Что касается постройки колокольни, в Белозерске бытует легенда: «Купец Горин хотел построить колокольню вместо малой звонницы. Он дал обет: если 60 лодок-белозерок с товаром, принадлежащих ему пройдут благополучно по Белому озеру, он построит каменную колокольню. На Белом озере разразилась буря. И все лодки с товаром утонули. Купец разорился и уехал неизвестно куда». Колокольня не была построена.

Белозерская библиотека, Альбом Лапина № 3 стр. 21
10-май-2011 02:42 am - Re: Неизвестная постройка В.И. Баженова в Белозерске.
Анастасия, Спасибо большое за цитирование вами фрагмента материалов из альбома А.Г.Лапина. У меня есть копия в электронном виде на диске его материалов, оцифрованных сотрудниками Белозерской библиотеки, но я, к своему стыду, ещё эти материалы не изучал... Единственное, о чём я сейчас очень сильно жалею, что в материалах Лапина практически не сохранилась информация о источниках, откуда он брал свои материалы (название газет и номера выпусков), ведь известно, что Александр Григорьевич свой архив составлял восновном из газетных вырезок, скорпулёзно их отслеживая. Я надеюсь, что будет отцифрован и фотоархив Лапина, очень интересен он фотографиями как дореволюционного Белозерска, так и города 20-х, 30-х, 50-х годов ХХ века.
Про церковь Иоанна Предтечи (Троицкую) я писал отдельным постом http://seredina77.livejournal.com/15044.html, но ваш комментарий я с удовольствием использую, если вы не возражаете, при редактировании этого поста для статьи моего будущего сайта о Белозерском крае (история, краеведение, этнография, фольклёр, промыслы, ремёсла и т.д. Белозерского края и его округи), который пока находится в стадии медленной разработки (я пока только учусь делать сайты) и пока не доступен для общественности. Сайт будет, надеюсь, в недалёком будущем размещён по адресу www.белозерскийкрай.рф
28-окт-2011 02:56 am
ОБАЛДЕТЬ... Какая красотища! Я как раз недавно пыталась себе представить, на что похож был Белозерск, когда ни один храм не был разрушен. Всё равно не получается :)))))
28-окт-2011 05:05 am
А вы разве в "Музей края" не ходили? Это всё там выставлено, можно вживую увидеть.
19-дек-2011 08:54 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User oldcolor referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 08:58 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User oldcolor referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 09:02 am - Храмы Белозерска на снимках Прокудина-Горского и 100 ле
User oldcolor referenced to your post from Храмы Белозерска на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 09:10 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User visualhistory referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 09:36 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User oldcolor referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 11:10 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User oldcolor referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 11:45 am - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User egeomar referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
19-дек-2011 01:53 pm - Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спуст
User bogdan_63 referenced to your post from Белозерск на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя saying: [...] К великому сожалению, теперь большинство храмов Белозерска можно увидеть только в качестве макетов. [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded май 25 2019, 12:15 am GMT.